04.04.2018
5 апреля 1905 года родился известный советский капитан дальнего плавания Серафим Порфирьевич Мышевский (1905–1966).
Родился С.П. Мышевский в селе Медвежье Брацловского уезда Подольской губернии в семье священника. В 1914–1918 годах учился в Казенной гимназии города Немиров Подольской губернии. В 1918–1920 годах – в Казенной гимназии города Балта Подольской губернии. В 1920–1922 годах – в Профагрошколе города Балта, а в 1923–1928 годах – в Одесском техникуме водных путей сообщения. В 1925 году совершил плавание в качестве палубного ученика на парусном судне «Красный призрак», а в 1926–1927 годах на пароходе «Трансбалт». После окончания техникума, в составе экипажа парохода «Вацлав Воровский», прибыл на работу в Дальневосточное морское пароходство. В 1929–1930 годах проходил срочную службу в РККА красноармейцем 6-го Хабаровского стрелкового полка в Благовещенске. В 1930–1931 годах исполнял должность второго помощника капитана парохода «Ставрополь». В 1931–1934 годах работал старшим помощником капитана на пароходах Дальневосточного морского пароходства: «Ставрополь», «Красный партизан» и «Двина». В 1938 году за образцовое выполнение боевых заданий в период вооруженного конфликта СССР с Японией у озера Хасан был награжден орденом Красной Звезды. В 1934–1948 годах Мышевский работал в Дальневосточном морском пароходстве капитаном на пароходах «Двина», «Тифлис», «Кура», «Игарка», «Минск», «Находка» и «Кронштадт». В 1941–1945 годах в должности капитана пароходов «Игарка» и «Минск» участвовал в ленд-лизовских перевозках между портами СССР и союзников по антигитлеровской коалиции.
В 1948–1951 годах С.П. Мышевский работал капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства. В 1951–1955 годах был капитаном турбо-электрохода «Вячеслав Молотов. По итогам работы в первом квартале 1953 года капитану и экипажу «Вечеслава Молотова» за выдающиеся успехи в трудовой деятельности были вручены вымпел Совета министров СССР и первая Всесоюзная премия.
В ноябре 1956 года С.П. Мышевский был назначен капитаном-наставником на паротурбоход «Советский Союз». C марта до конца мая 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского, обогнув Африку, пришел во Владивосток. С мая 1957 по 1962 год Мышевский работал капитаном «Советского Союза», который осуществлял пассажирские и грузовые перевозки на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В 1962–1966 годах был капитаном дизель-электрохода «Охотск». В октябре–декабре 1962 года он принял участие в секретной операции «Анадырь», осуществив переброску войск и техники на территорию Кубинской республики в ходе «Карибского кризиса». 6 февраля 1966 года С.П. Мышевский скончался.
Родина высоко оценила трудовую и боевую деятельность Серафима Порфирьевича Мышевского, наградив его следующими орденами: Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, орденом Знак Почета. 3 мая 1967 года приказом министра морского флота СССР новейшему дизель-электроходу типа «Амгуэма» было присвоено наименование «Капитан Мышевский». Дизель-электроход «Капитан Мышевский» проработал в море до 1994 года.
В собрании Музея морского флота хранится мемориальный комплекс С.П. Мышевского 1920–1960-х годов, который включает документы, свидетельствующие о годах его обучения на судоводителя в Одесском морском техникуме, а также фотографии, отзывы о практике, грамоты, отчеты о работе, донесения, газетные вырезки и другие документы, связанные с профессиональной деятельностью капитана.