Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

20.04.2018

24 апреля 1880 года во Владивостоке было основано Дальневосточное морское пароходство, когда из Одессы во Владивосток прибыл пароход Добровольного флота «Москва» под командованием С.И. Чирикова. Прибывший на судне агент общества Добровольного флота Василий Есипов создал местное агентство, которое положило начало организации регулярного русского торгового флота, сыгравшего решающую роль в становлении морских связей на Дальнем Востоке.

В жизни Владивостока открытие агентства Добровольного флота сыграло большую роль. Трансокеанские рейсы пароходов «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород», «Россия» и «Ярославль» из Одессы к берегам Тихого океана дали жизнь всему Дальнему Востоку. Однако учитывая климатические условия этого региона, долгое время доступ морским путем прерывался на весь зимний период из-за того, что акватория покрывалась льдами. Лишь в 1894 году агентство Добровольного флота обзавелось штатным ледоколом. Пароход «Силач» в течение всей зимы 1894–1895 годов сумел обеспечить непрерывное функционирование порта и не допустить обледенение судоходного канала.

В 1924 году агентство Добровольного флота было переименовано в Дальневосточную контору «Совторгфлот», а в 1935 году – в Дальневосточное государственное морское пароходство.

В период Великой Отечественной войны Владивосток был основным тихоокеанским форпостом Советского Союза. Основную опасность представляла тогда японская армия. К началу 1941 года торговый флот ДМП состоял уже из 70 пароходов и 15 теплоходов, среди которых было также пять судов танкерного типа. В декабре 1941 года Япония объявила свои права на Дальневосточные проливы Лаперуза, Сангарский и Корейский, назвав их «линиями морской обороны Японии». Хоть юридически правила их прохода регулировались принципом свободы открытого моря, на практике вражеские вооруженные силы перекрывали проход через проливы, в том числе применяя оружие. Приграничные столкновения совершались и ранее. После официального объявления войны город Владивосток и порт полностью перешли на режим военного времени. Так сложилось, что в эти годы Владивосток остался последним портом СССР, располагавшимся вне зоны боевых действий. Через него шел большой поток грузов для снабжения воюющего СССР. За годы войны Дальневосточное морское пароходство потеряло 25 своих судов. Последним торпедированным пароходом стал «Трансбалт», положивший конец этой печальной статистике.

В 1972 году из ДВМП в Приморское государственное морское пароходство были выделены все 43 танкера.

За историю существования Дальневосточного морского пароходства его возглавляло множество прославленных капитанов и государственных деятелей. Особое уважение вызывают у моряков руководители ДВМП, которым довелось возглавить компанию во время Великой Отечественной войны: первый директор-распорядитель Добровольного флота на Дальнем Востоке, знаменитый парусный капитан и писатель Д.А. Лухманов (1920–1921), будущий министр морского флота СССР А.А. Афанасьев (1940–1942) и капитан потопленного фашистами теплохода «Комсомол» Г.А. Мезенцев (1943–1945).

После распада Советского Союза Российская Федерация, ставшая правопреемницей предыдущего правительства, учредила акционерное общество открытого типа «Дальневосточное морское пароходство». На сегодняшний день публичное акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство» является одной из крупнейших российских судоходных компаний. Администрация пароходства направляет большие усилия на расширение географии своей работы. Суда пароходства работают по всему миру. Офисы представительств и агентов компании расположены как в Европе, так и по всей Азии. Открываются новые судоходные линии между портами Австралии и США. Собственные агентские компании работают в Новой Зеландии, Гонконге, Канаде. Начинается разработка нового пакета услуг, включая экспедирование с возможностью предоставления услуг «экс-воркс» (от дверей до дверей). Дальневосточное морское пароходство ориентирует рынок услуг на европейскую часть России. Значительную роль в этом играет развитие железнодорожных перевозок. Хотя исторически пароходство развивалось как судоходная компания, сегодня оно является базовой компанией Транспортной группы FESCO – крупнейшего национального контейнерного оператора, объединяющего возможности оператора морского, железнодорожного, автомобильного транспорта, одновременно предоставляя услуги стивидорного обслуживания на собственных и сторонних грузовых терминалах в портах Владивостока, Санкт-Петербурга, Новороссийска, и агентское обслуживание судов и грузоперевозчиков в различных портах мира через сеть собственных международных представительств. Дальневосточное морское пароходство является крупнейшим оператором ледокольного флота и крупнейшим грузоперевозчиком в регионе российского Дальнего Востока.

Эмблема Дальневосточного морского пароходства (крайняя снизу). Фотография из собрания Музея морского флота

Дальневосточное морское пароходство. ХЭГС № 6. 1970-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Книга. Музей морского флота

Книга. Музей морского флота

Лист из альбома «Дальневосточное морское пароходство». 1967 г. Музей морского флота

Лист из альбома «Дальневосточное морское пароходство». 1967 г. Музей морского флота

Лист из альбома «Дальневосточное морское пароходство». 1967 г. Музей морского флота

Лист из альбома «Дальневосточное морское пароходство». 1967 г. Музей морского флота

Лист из альбома «Дальневосточное морское пароходство». 1967 г. Музей морского флота

Календарь карманный. Музей морского флота

Календарь карманный. Музей морского флота

Календарь карманный. Музей морского флота

Новости

Все новости музея