Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

19.06.2018

20 июня 1860 года был основан Владивосток.

Владивосток был основан как военный пост Владивосток (от «владеть Востоком»). В 1880 году получил статус города. С 1888 года Владивосток является административным центром Приморской области Восточной Сибири, а с 1938 года – Приморского края.

20 июня 1860 года транспорт Сибирской флотилии «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта А.К. Шефнера доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста, который и получил название Владивосток. На месте высадки с транспорта в 1985 году, к 125-летию Владивостока, был открыт памятный знак – стела. Этнограф С.В. Максимов описал увиденное такими словами: «Порт можно считать лучшим изо всех. Он многим напоминает Ольгу (бухту), но только меньше ее, уютнее, теплее и веселее. Впрочем, те же дубы кругом, те же картинные горы. В низменностях речки журчат, в берегах много ключей бьет. На днях поставленный пост наш своими белыми палатками хорошо глядит в группе еще не вырубленных и еще только расчищенных деревьев».

31 октября 1861 года во Владивосток с семьей прибыл первый гражданский поселенец – купец Я.Л. Семенов. 15 марта 1862 года был зарегистрирован первый акт покупки им земли, а в 1870 году Семенова избрали первым старостой поста. К этому времени специальная комиссия приняла решение о назначении Владивостока опорным портом Российской империи на Дальнем Востоке. В 1871 году во Владивосток из Николаевска-на-Амуре были переведены главная морская база Сибирской военной флотилии, ставка военного губернатора и иные морские ведомства.

Согласно первой всероссийской переписи населения 1887 года, во Владивостоке проживало 28 993 жителя, а через десять лет население города утроилось. 26 октября 1897 года во Владивостоке были открыты первые памятники: адмиралу Г.И. Невельскому, сподвижнику Н.Н. Муравьева-Амурского и экипажу шхуны «Крейсерок». 8 мая 1908 года – памятник адмиралу В.С. Завойко.

28 сентября 1897 года производится закладка первых бетонных массивов для устройства причалов коммерческого порта Владивосток. С 1907 года в городе устанавливается режим порто-франко (итал. porto franco – свободный порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров), и он переживает бурный рост, став одним из экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1909 году российским правительством были утверждены новые официальные документы, где Владивостокский коммерческий порт назван торговым. Численность населения Владивостока переваливает за 100 тысяч. Данный период также характеризуется расцветом общественной жизни города.

К моменту установления советской власти Владивосток находился в упадке. Жизнь была парализована: в банках отсутствовали деньги, оборудование предприятий было расхищено. Из-за массовой эмиграции и репрессий население города уменьшилось до 106 тысяч. В 1923–1925 годах правительство приняло план «восстановительной трехлетки», в ходе которой возобновилась деятельность торгового порта, который стал самым доходным в стране.

В 1930–1940-х годах Владивосток становится главной базой Тихоокеанского флота, здесь же базируется и Дальневосточное морское пароходство. Помимо этого, город служит транзитным пунктом на пути доставки заключенных и грузов для Севвостлага советского супертреста «Дальстрой». Владивосток не являлся местом боевых действий в годы Великой Отечественной войны, хотя постоянно существовала угроза нападения со стороны Японии. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов (ленд-лиз) почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельской группы портов. В 1941–1945 годах через причалы Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) прошло 10 млн тонн грузов.

В конце 1950-х годов Владивосток заявляет о себе, как о научном и культурном центре Дальнего Востока. В 1959 году Правительством СССР принимается решение об ускоренном развитии города. В 1960-е годы строится новая трамвайная линия, запускается троллейбус, город становится огромной строительной площадкой: на окраинах возводятся жилые микрорайоны, в центре – новые здания общественно-гражданского назначения. В 1960 году в порту Владивосток началась масштабная реконструкция. Здесь появилась новейшая для тех лет техника – пластинчатые транспортеры, грузоподъемники, автопогрузчики для сыпучих грузов, установка для слива растительного масла с танкеров, плавучий кран грузоподъемностью в сто тонн.

В 1974 году Владивосток с официальным визитом посетил президент США Д. Форд, прибывший для встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым. На встрече были подписаны протокол к Договору об ограничении систем ПРО и Договор об ограничении подземных ядерных испытаний, которые помогли сдержать гонку вооружений.

20 сентября 1991 года президентом РСФСР Б.Н. Ельциным был подписан указ «Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами», со вступлением которого в силу с 1 января 1992 года Владивосток перестал быть закрытым городом. Несмотря на отток населения в 1990-е годы, Владивосток сохранил статус важного транспортного, промышленного и торгово-финансового центра. В начале XXI века наметилось улучшение социальной и экономической обстановки. Большое значение для развития города имел проведенный в сентябре 2012 года на Русском острове саммит АТЭС. К саммиту были построены мост через бухту Золотой Рог и Русский мост, а также Дальневосточный федеральный университет.

4 ноября 2010 года Владивостоку было присвоено почетное звание «Город воинской славы». В 2012 году рядом с памятником «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» установлена стела «Город воинской славы».

В 1992 году Владивостокский морской торговый порт был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Владивостокский морской торговый порт». За свой вековой трудовой стаж (1897–1997) Владивостокский морской торговый порт обработал 283 163 600 тонн грузов. В 2003 году ВМТП достиг максимального результата грузопереработки за всю свою историю – 7 млн 127 тыс. тонн.

В 2007 году были начаты работы по строительству контейнерного терминала на базе причалов № 14–15. Проведена реконструкция причального покрытия, проложены новые подкрановые пути, модернизированы инженерные сети, построены очистные сооружения. Также была построена и введена в эксплуатацию площадка для хранения рефрижераторных контейнеров с возможностью единовременного хранения 180 единиц.

За 2009–2011 годы, после проведения необходимых работ по модернизации и переориентированию производственных мощностей нескольких причалов, закупки специализированной перегрузочной техники, объемы обработки контейнерных грузов в ВМТП увеличились вдвое. В структуре грузооборота порта контейнеры занимают 54 %.

В течение 2014 года ВМТП перевалил более 500 тыс. TEU, установив абсолютный рекорд по объему обработки контейнеров в портах Дальнего Востока России. В настоящее время за счет совершенствования операционной деятельности на контейнерном терминале планируется довести пропускную способность ВМТП более чем до 600 тыс. TEU.

См. публикацию «Создание Морских сил Дальнего Востока»

См. публикацию «Основание Дальневосточного морского пароходства»

Книга. Музей морского флота

Фотография. Музей морского флота

Фотография. Владивосток. Морской порт. Музей морского флота

Календарь карманный. Владивосток. Яхта в бухте. Собрание Музея морского флота

Календарь карманный. Владивосток. Морской порт. Собрание Музея морского флота

Календарь карманный. Владивосток. Ростральная колонна. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Сегодняшний Владивосток. Источник изображения:
http://photovladivostok.ru/files/gallery/orig/13122.jpg

Новости

Все новости музея