26.03.2019
27 марта в рамках Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте в стенах Московской государственной академии водного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» будет экспонироваться выставка Музея, посвященная 110-летию со дня спуска на воду ледореза «Федор Литке».
«Earl Grey», «Канада», «Третий интернационал», «Федор Литке», СКР-18 – все это наименования одного арктического корабля с трудной, но красивой и яркой судьбой.
Судно было построено на верфи фирмы «Виккерс» (Vickers, Sons and Maxim Limited) в Великобритании по заказу канадского правительства и спущено на воду в Барроу в августе 1909 года. Пароход получил наименование «Earl Grey» в честь Альберта Генри Джорджа Грея (1851–1917), девятого генерал-губернатора Канады, и был предназначен для работы на реке Святого Лаврентия в целях поддержания сообщения между Квебеком и Монреалем.
Это был двухпалубный почтово-пассажирский пароход с развитой средней надстройкой, приспособленный для плавания во льдах. Оборудованный двумя мощными паровыми машинами тройного расширения (по 3,5 тыс. л.с.), он мог развивать скорость до 18,5 узлов. Судно использовалось в зимнее время на почтово-пассажирском сообщении, а летом – для охраны промыслов и, кроме того, как яхта генерал-губернатора Канады. Пароход имел 55 кают для пассажиров 1-го класса и 20 для 2-го; в кормовой части располагались роскошные апартаменты для генерал-губернатора.
Благодаря своему прочному корпусу и мощным машинам пароход успешно работал в подвижных льдах замерзающих бассейнов, причем действовал силой удара носовой части, «разрезая» лед лобовыми ударами заостренного форштевня.
Вскоре после начала Первой мировой войны, в августе 1914 года, Министерство торговли и промышленности России приобрело судно для работы на Белом море. 18 октября 1914 года в Архангельске над пароходом, получившим наименование «Канада», взвился российский флаг. Такое имя было «знаком уважения к добровольному согласию канадцев расстаться со своим лучшим ледоколом во имя помощи России и другим державам Антанты». Для того чтобы отличать приобретенное судно от традиционных ледоколов, для него придумали специальный термин – «ледорез». Капитаном «Канады» назначили Н.К. Мукалова, бессменно водившего судно по ледовым трассам вплоть до 1921 года.
В 1918–1920 годах, во время интервенции Русского Севера, ледорез был захвачен англичанами и передан под контроль Белого правительства. 21 февраля 1920 года ледорез перешел на сторону Советской власти. 15 марта 1920 года судно было мобилизовано и в качестве вспомогательного крейсера включено в состав Беломорской военной флотилии. 7 мая 1920 года ледорез был переименован в «Третий интернационал». 15 июня 1921 года судно исключили из состава военно-морского флота, а 8 сентября 1921 года переименовали в «Федор Литке» в честь известного мореплавателя и географа, президента Петербургской академии наук, адмирала Федора Петровича Литке (1797–1882).
Судно добросовестно трудилось в Арктике, проводя караваны, обслуживая промыслы и станции, затем вело работу на Балтике и Черном море. В 1929 году ледорез был переведен во Владивосток. В июне того же года он совершил рейс к полярной станции, размещавшейся на острове Врангеля. Рейс продолжался 85 дней и проходил в тяжелейших условиях. Указом Президиума ЦИК СССР от 20 января 1930 года «Федор Литке» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Такой же награды был удостоен и его капитан – К.А. Дублицкий.
С 28 июня по 20 сентября 1934 года «Федор Литке» под командованием капитана Н.М. Николаева впервые в истории арктических плаваний в одну навигацию триумфально осуществил сквозной переход Северным морским путем с востока на запад, из Владивостока в Мурманск.
Практически каждый поход ледореза становился событием. Спасая суда из ледяного плена, проводя караваны и военные корабли, выполняя экспедиционные задания по изучению Севера, всегда экипаж трудился четко и слаженно, являясь образцом неиссякаемого мужества и профессионализма.
Во время Великой Отечественной войны ледорез вновь мобилизовали. На судне установили две 130-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное наименование СКР-18 (сторожевой корабль с бортовым номером 18), и 2 июля 1941 года зачислили во 2-й дивизион сторожевых кораблей Охраны водного района главной базы Северного флота. В феврале 1944 года ледорез вернули в подчинение Главному управлению Северного морского пути и «Федор Литке» вновь занялся привычной работой – проводкой караванов и отдельных судов.
12 сентября 1955 года, участвуя в научно-исследовательской экспедиции Арктического института, ледорез достиг точки с координатами 83° 11' и 49° 03' и установил рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане.
14 ноября 1958 года «Федор Литке» вывели из эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.
После демонтажа ледореза в Музей морского флота были переданы фрагменты ходовой рубки, устройства управления, предметы интерьера кают-компании, документы, которые и сегодня хранятся в фондах и будут частично представлены на выставке, являясь подлинным свидетельством яркой истории уникального судна.
См. публикацию «Прибытие ледореза «Федор Литке» (с 1921 г.) в Архангельск»
См. публикацию «История ледореза «Федор Литке» в разделе «Кают-компания»