Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

05.04.2019

7 апреля исполняется 195 лет со дня открытия экипажем шлюпа «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу группы островов, названной островами Беллинсгаузена (1824 г.).

В ходе кругосветного плавания О.Е. Коцебу на шлюпе «Предприятие» (1823–1826 гг.), пересекая Тихий океан, мореплаватель взял курс к архипелагу Туамоту. Во время своего прошлого кругосветного плавания в 1816 году на шлюпе «Рюрик» Коцебу уже открыл в этом архипелаге несколько островов. Поэтому командир «Предприятия» рассчитывал на успех и в этот раз.

2 марта был открыт и описан атолл, названный в честь шлюпа островом Предприятия. Далее были проверены и уточнены положения островов Аракчеева и Волконского (открыты Ф.Ф. Беллинсгаузеном в 1819 г.), Румянцева и Спиридова (открыты «Рюриком» в 1816 г.), Паллисера (открыты Куком), Грейга (открыт Беллинсгаузеном в 1819 г.).

14 марта О.Е. Коцебу стал на якорь в бухте Матаваи острова Таити. За время стоянки была произведена топографическая съемка бухты, в которой стояло «Предприятие», и другой бухты – к северо-востоку от нее. Затем шлюп взял курс к архипелагу Мореплавателей (Самоа). 7 апреля был открыт атолл, названный в честь адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена в географической точке с координатами: 15°30? ю. ш. 155°00? з. д.

Лагуна атолла Беллинсгаузена полностью охвачена рифом. Атолл состоит из низменных песчаных островков, которые не могут поддерживать постоянного человеческого жилья. Ныне это остров Моту Оне, в составе Подветренных островов архипелага острова Общества.

29 апреля шлюп стал на якорь у островка Отдиа – атолл Румянцева, от котрого О.Е. Коцебу направился уже непосредственно на Камчатку.

Во время кругосветного плавания 1923–1926 годов О.Е. Коцебу были выполнены многочисленные научные изыскания. Прежде всего следует отметить точные определения географических координат вновь открытых островов, а также островов и отдельных пунктов на материке, у которых шлюп стоял на якоре. Одновременно производилась опись этих мест. Кроме того, определилось магнитное склонение, колебания уровня моря и производились обычные метеорологические наблюдения. В некоторых пунктах производились определения величины силы тяжести. Огромное научное значение имели и океанологические наблюдения. Находившийся на борту шлюпа физик Э.Х. Ленц, впоследствии знаменитый русский ученый, построил батометр (прибор для взятия проб воды с глубин океана), изолированный от теплового воздействия слоев воды, через которые этот прибор проходил при подъеме на палубу. Таким образом, температура образца воды, взятого с глубины (если исключить влияние давления на температуру), не изменялась. По этому принципу в дальнейшем строились все теплоизолированные батометры. Огромное значение для мировой науки имели и открытые О.Е. Коцебу новые острова в Тихом океане.

См. публикацию «230-летие со дня рождения российского мореплавателя О.Е. Коцебу»

См. публикацию «Три кругосветки Коцебу» в разделе «Кают-компания»

 О.Е. Коцебу и шлюп «Предприятие». Источник изображения:
https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/02/22/6/og_og_1519288480274339076.jpgКарта плаваний О.Е. Коцебу. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Kozebuemap.jpgОстрова Беллингсгаузена. Вид из космоса. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Motu_One.JPG

 

 

Книга из фондов Музея морского флота

Новости

Все новости музея