09.04.2019
10 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Николая Николаевича Матусевича (1879–1950), исследователя Арктики, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, ученого, гидрографа и геодезиста, инженера, вице-адмирала.
Николай Николаевич Матусевич родился 10 апреля 1879 года в Николаеве в семье офицера ВМФ. В 1892 году был зачислен воспитанником в Морской кадетский корпус, в 1897 году произведен в чин гардемарина, а в 1898-м в чин мичмана и направлен для прохождения службы на Черноморский флот на должность ревизора крейсера «Память Меркурия».
В 1899 году Матусевич был переведен на Балтийский флот, где служил в должности вахтенного офицера на броненосном крейсере «Россия», броненосце «Сисой Великий» и крейсере «Разбойник». В июне 1900 года мичман Н.Н. Матусевич был назначен вахтенным начальником на эскадренный броненосец «Петропавловск». Во время службы на «Петропавловске» участвовал в боевых действиях в Китае: в штурме крепости Таку и десанте на Шанхай. В декабре 1900 года Матусевича назначили младшим штурманским офицером броненосца «Петропавловск», на котором он участвовал в перевозке войск. После окончания военных действий на миноносце № 205 совершил заграничное плавание, по возвращении из которого был назначен ревизором броненосца «Петропавловск».
В 1902 году Матусевич был зачислен слушателем гидрографического отделения Николаевской морской академии. В декабре того же года произведен в чин лейтенанта. В 1904 году окончил академию по 1-му разряду, с занесением его имени на мраморную доску и награждением двухлетним старшинством в чине и зачислением в штурманские офицеры 1-го разряда.
В начале русско-японской войны 1904–1905 годов Матусевич был назначен старшим штурманским офицером вспомогательного крейсера «Терек», на котором участвовал в августе–октябре 1904 года в боевом крейсерстве в Атлантическом океане. В мае–июне 1905 года «Терек» крейсировал у восточных берегов Японии. После окончания войны Матусевич был назначен штурманским офицером крейсера «Память Меркурия». В 1906 году Н.Н. Матусевич был уволен в запас. Находясь в отставке, окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
6 июля 1909 года Н.Н. Матусевич возвратился на службу, с производством в чин капитана по адмиралтейству. Был прикомандирован к астрономической обсерватории в Пулкове, где совершенствовал знания в астрономии и высшей геодезии.
В 1911 году Матусевич был назначен начальником отдельной съемки Белого моря. В 1911–1914 годах на транспорте «Мурман» и на портовом судне «Лейтенант Овцин» производил гидрографические работы в Белом море, руководил работами по изучению Карского моря и Мурманского побережья. В 1912 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Одновременно преподавал в Штурманском офицерском классе. В 1913 году был зачислен в Корпус гидрографов флота и произведен в чин подполковника. В 1916 году Н.Н. Матусевич был произведен в чин полковника, а в 1917-м – генерал-майора корпуса гидрографов флота.
В течение двадцати лет Н.Н. Матусевич руководил работами по изучению Белого и Карского морей и Мурманского побережья, изучал течения, организовывал полярную метеостанцию на архипелаге Новая Земля в проливе Маточкин Шар. Результаты его работ гидрографических работ послужили основой для создания навигационных карт Белого и Баренцева морей.
В 1931 году Н.Н. Матусевич стал профессором Военно-морской академии, с присвоением звания инженер-флагмана 2-го ранга. В 1935–1945 годах заведовал кафедрой гидрографии, в 1943–1945 годах – кафедрой кораблевождения в Военно-морской академии. В 1939 году Матусевичу было присвоено звание флагмана 1-го ранга, а после введения званий высшего начальствующего состава в 1940 году – звание генерал-лейтенанта береговой службы.
В 1943 году Н.Н. Матусевичу было присвоено звание вице-адмирала, а в 1945-м – звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В 1947 году Матусевич вышел в отставку и был избран вице-президентом Географического общества СССР, продолжив работу в ВАММУ имени адмирала С.О. Макарова.
Основными научными трудами Н.Н. Матусевича, не потерявшими актуальность до сегодняшнего дня, являются: «Мореходная астрономия» (1922), «Записки по теории картографических проекций» (1925), «Руководство по практической геодезии и астрономии» (1932), «Современные методы гидрографических работ открытого моря» (1940–1945).
Именем Н.Н. Матусевича было названо гидрографическое исследовательское судно, речной катер «Инженер Матусевич», а также один из заливов острова Октябрьской Революции в архипелаге Северная Земля и впадающая в него река, бухта и полуостров на Новой Земле, залив на острове Греэм-Белл, и ледник в Антарктиде.