Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

19.04.2019

25 апреля исполняется 100 лет со дня выхода Постановления Совета Министров Российского правительства А.В. Колчака об утверждении Положения о Комитете Северного морского пути (1919 г.).

Внимание А.В. Колчака к вопросам исследования Крайнего Севера и стремление использовать Северный морской путь в интересах Белой России не были случайностью. В 1900–1902 годах он принимал участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Э.В. Толля (одной из целей которой был поиск легендарной Земли Санникова), а в 1903-м возглавил героическую спасательную экспедицию на остров Беннета. Несмотря на то что спасти барона Толля и его спутников не удалось (они покинули остров и нашли свою смерть в ледяной пустыне), Колчак за этот «географический подвиг» был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и высшей наградой Императорского Русского географического общества – Большой золотой Константиновской медалью. Имя Колчака получил один из островов, открытых во время работ Русской полярной экспедиции (в 1930-е годы был переименован в остров Расторгуева, в 2005-м историческое название было восстановлено). По итогам экспедиции А.В. Колчак написал монографию «Лед Карского и Сибирского морей», вышедшую в 1909 году, но не потерявшую своего научного значения и в наше время.

По окончании Русско-японской войны 1904–1905 годов А.В. Колчак стал одним из тех, кто стоял у истоков Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, работавшей в 1910–1915 годах (одним из главных итогов ее деятельности стало открытие Земли Императора Николая II (переименована большевиками в Северную Землю) – последнее географическое открытие XX века). В 1909–1910 годах Колчак принял участие в экспедиции, командуя ледокольным транспортом «Вайгач». После этого участие в восстановлении флота, а также в Первой мировой и Гражданской войнах надолго отвлекло Колчака от арктической проблематики.

Став Верховным правителем в ноябре 1918 года и будучи национально и государственно мыслящим человеком, заботящимся прежде всего о величии России, А.В. Колчак не мог не обратить своего внимания на развитие Арктического региона. 5 января 1919 года он утвердил постановление об учреждении Дирекции маяков и лоций Северного морского пути и Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда, входивших в состав Морского министерства и отвечающих за изучение и навигационное обеспечение большого участка Северморпути. Однако вскоре появилась необходимость в создании единого межведомственного органа, ответственного за целый комплекс вопросов, связанных как с изучением, так и с эксплуатацией Северного морского пути.

Положение о Комитете Северного морского пути, подписанное членами Совета Министров Российского правительства А.В. Колчака – Г.А. Красновым, Ф.А. Томашевским и Г.Г. Тельбергом – в 1919 году, гласило: «1. Для организации и регулирования экспорта из Сибири сырья и фабрикатов местной промышленности и импорта в Сибирь фабрикатов по Северному морскому пути, а также для проведения в жизнь дальнейших мероприятий по усовершенствованию этого пути при Министерстве торговли и промышленности учреждается Комитет Северного морского пути.

2. Комитет состоит под председательством лица, назначаемого Верховной властью по представлению министра торговли и промышленности из представителей по одному от: 1) Военного министерства, 2) Морского министерства, 3) Министерства торговли и промышленности, 4) Министерства путей сообщения, 5) Министерства финансов, 6) Министерства иностранных дел, 7) Министерства земледелия, 8) Министерства снабжения и продовольствия, 9) Государственного контроля, 10) Комитета по внешней торговле, 11) по выборам от Совета съездов торговли и промышленности, 12) по выборам от кооперативных объединений и 13) Из двух представителей от объединенных земских и городских учреждений по выборам – одного от земских и одного от городских.

3. На Комитет возлагается рассмотрение плана, сметных предположений и согласование интересов всех ведомств по выполнению задач, указанных в статье первой настоящего положения.

4. Комитет разрешает в окончательном виде все вопросы, связанные с ввозом и вывозом по Северному морскому пути в том случае, если вопросы эти могли бы быть разрешены путем соглашения подлежащих ведомств. Комитет имеет право приглашать для участия в своих заседаниях представителей заинтересованных ведомств, общественных и коммерческих организаций и специалистов, как русских, так и иностранных, с правом совещательного голоса.

5. Комитет имеет право, для выполнения возложенных на него задач, снаряжать и отправлять экспедиции.

6. При Комитете учреждается Управление делами Комитета, штат служащих коего, а также и указанных в статье 5 сего положения экспедиций устанавливается в сметном порядке через Комитет Северного морского пути. Все чины Управления делами Комитета и экспедиции числятся по Министерству торговли и промышленности сверх штата.

7. Все операции, как по вывозу, так и по ввозу, совершенные через Комитет, облагаются процентным сбором в размере, определяемом сметой для составления особого капитала Северного морского пути в целях постепенного научного изучения и технического совершенствования этого пути».

Первым председателем Комитета стал генерал-майор В.Л. Попов – известный в дореволюционное время как путешественник по Монголии. С 1 августа 1919 года и до завершения деятельности Комитет возглавлял видный сибирский общественный деятель и путешественник С.В. Востротин.

За недолгие годы работы Комитету удалось наладить связь с правительством Северной области, которое возглавлял генерал Е.К. Миллер, провести товарообменные и гидрографические экспедиции. Последний приказ Управления делами Комитета Севморпути датирован 6 марта 1920 года.

В России, ставшей советской, Комитет Северного морского пути начал функционировать сразу же после падения антибольшевистской власти.  12 апреля 1920 года он стал одним из органов при Сибирском революционном комитете. Основной задачей, по сути, было продолжение прежних работ – научные изыскания по всестороннему изучению Северного морского пути в целях превращения его в транспортную артерию для связи с Европой, Америкой и Японией, организация товарообмена с другими государствами и транспортировки грузов по арктическим морям.

Постановлением Совета народных комиссаров от 12 июня 1928 года и Совета труда и обороны от 15 июня 1928 года «Комсевморпуть» перешел в ведение Наркомата торговли (Союзнаркомторга) в качестве акционерного общества. При этом на него были возложены следующие задачи: решение проблемы «максимального развития вывоза из местностей, тяготеющих к Северному морскому Пути тех видов экспорта, которые не находят выхода на внешние рынки другими путями или удорожаются при вывозе другим путем; развертывания промышленной деятельности по использованию экспортных ресурсов вышеназванных местностей, в частности – лесообрабатывающей промышленности, зверобойного промысла, эксплуатации недр и рыбоконсервного дела; всестороннего изучения и оборудования Северного Морского Пути». В 1933 году Комитет был передан в ведение Главного управления Северного морского пути, созданного постановлением Совета народных комиссаров от 17 декабря 1932 года.

К 100-летию со дня образования Комитета Северного морского пути приурочена фотодокументальная выставка «Комитет Северного морского пути. 1919–2019» (совместный проект ФБУ «Музей морского флота» и ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына»). В рамах открытия выставки пройдет заседание Комиссии географии полярных стран Московского городского отделения РГО, на котором выступит ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, кандидат исторических наук Н.А. Кузнецов с сообщением «К истории создания и деятельности Комитета Северного морского пути Всероссийского Правительства адмирала А.В. Колчака в 1919 г.».

Приглашаем всех желающих посетить мероприятия 25 апреля в 18.00 в здании Музея (ул. Большая Ордынка, д. 19, стр. 1; ст. метро «Третьяковская»).

См. публикацию «Постановление «О мероприятиях по освоению Северного морского пути»

См. публикацию «Открытие фотодокументальной выставки «Комитет Северного морского пути. 1919–2019»

Книга из фондов Музея морского флотаКнига из фондов Музея морского флота Книга из фондов Музея морского флота

В ходе мероприятия

Новости

Все новости музея