Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

30.04.2019

1 мая 1934 года, 85 лет назад, был выпущен первый советский эхолот навигационного типа. В Советском Союзе работы над эхолотами начались в начале 1930-х годов. Уже в 1934 году под руководством инженера В.Н. Тюлина на Ленинградском заводе «Водтранспри-бор» был создан первый отечественный звуковой эхолот. Первый опытный образец эхолота был установлен на ледоколе «Ермак». Испытания показали эффективность прибора во время работы ледокола в Арктике при проводке судов, и в 1937 году начался серийный выпуск ультразвуковых эхолотов типов ЭЛ и ЭМС. Перед Великой Отечественной войной были изготовлены опытные образцы еще более эффективных эхолотов нового типа НЭЛ, рассчитанные на измерение глубин до 1000 метров. Тогда же были проведены испытания глубоководного эхолота для измерения глубин до 5000 метров. В послевоенные годы в СССР был разработан ряд новых типов отечественных эхолотов, в том числе для промерных работ. Они позволили с высокой точностью осуществить картографирование дна больших районов океанов, морей и шельфа. В настоящее время на отечественных судах для обеспечения навигационной безопасности плавания устанавливают эхолоты унифицированного ряда НЭЛ-М, состоящего из разных моделей, обеспечивающих надежное измерение глубины на судах любого водоизмещения – от катеров до супертанкеров.

См. публикацию «Ледокол «Ермак» – 120 лет со дня спуска на воду»

Книга из фондов Музея морского флота Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флотаКарточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

 

Новости

Все новости музея