Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

28.06.2019

29 июня исполняется 170 лет со дня рождения С.Ю. Витте (1849–1915), русского государственного деятеля.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе и происходил из прибалтийских немцев. Учился С.Ю. Витте в Тифлисской городской гимназии, затем в Кишиневе. Окончил физико-математический факультет университета в Одессе. Служил в канцелярии генерал-губернатора Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства, затем специалистом по эксплуатации железных дорог в управлении Одесской железной дороги. Во второй половине 70-х годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Тогда же стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева. В этот период уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского морского порта.

Карьера двадцатишестилетнего С.Ю. Витте чуть было не оборвалась, когда в конце 1875 года, после крушения поезда под Одессой, он был приговорен к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока шло следствие, Витте сумел отличиться при перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны 1878–1879 годов и был прощен. С 1879 года Витте начальник эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. В 1880 году начальник службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог. После убийства в 1881 году императора Александра II выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны царя и борьбы с террористами их же методами «Священная дружина». Деятельность Витте продемонстрировала царской семье его преданность. В 1886 году  Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. В этот период он лично познакомился с императором Александром III. В 1889 году был назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. По свидетельствам, Витте был демократичен в отношениях с подчиненными, ценил самостоятельность. В феврале–августе 1892 года являлся министром путей сообщения. Провел реформирование Министерства и улучшил ситуацию на железных дорогах.

В августе 1892 года С.Ю. Витте был назначен министром финансов России и занимал эту должность одиннадцать лет. С 1895 года начал вводить винную монополию, что значительно наполнило госбюджет. В экономическую жизнь страны были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Несомненной заслугой Витте является проведение в 1897 году финансовой реформы по введению золотого стандарта рубля. В 1899 году он получил чин действительного тайного советника. Витте способствовал учреждению в 1900 году Русской торговой палаты при посольстве в Париже, ставшей первой торговой палатой в истории России, а также других торговых палат.

В 1894 году С.Ю. Витте выступил инициатором заключения выгодного для России торговый договора с Германией. Являлся активным сторонником торгово-дипломатической экспансии России на Среднем и Дальнем Востоке. Добился форсированного строительства Транссибирской магистрали. В 1896 году провел успешные переговоры с китайцами, добившись сооружения в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в предельно короткие сроки. Одновременно способствовал заключению союзного оборонительного договора с Китаем. В 1898 году Витте резко выступил против занятия Россией Порт-Артура. В 1903 году стал председателем Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя Совета министров. С 1903 года – член Государственного совета. Летом 1905 года Витте был направлен в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира Витте было пожаловано графское достоинство.

По инициативе С.Ю. Витте был составлен знаменитый манифест Николая II 17 октября 1905 года, даровавший основные гражданские свободы и вводивший Государственную думу. Вскоре после этого Витте утратил доверие Николая II. В 1905–1906 годах – председатель реформированного Совета министров. С апреля 1906 года – в отставке. В 1907 году Витте пережил покушение. В 1911–1915 годах –  председатель Комитета финансов.

С.Ю. Витте умер 28 февраля 1915 года в Петрограде и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Заслуги государственного деятеля помнят в России. В 2011 года НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права» был переименован в «Московский университет имени С.Ю. Витте» В 2013 году в Москве был открыт памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала со статуей графа Витте среди фигур знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века. В 2017 году был открыт памятник С.Ю. Витте в Омске.

Начиная с деятельности по улучшению работы Одесского порта, С.Ю. Витте на протяжении всей своей дальнейшей жизни активно занимался развитием торгового флота России. Проводимая финансовая политика включала в себя ускоренное развитие промышленности, экономическое освоение Дальнего Востока, строительство железных дорог, портов и торгового флота. Витте считал, что для развития отечественного мореплавания необходима сеть торговых портов, связанных с железными дорогами. Именно поэтому он деятельно занимался строительством Транссибирской магистрали и КВЖД. Кроме этого, Витте удалось провести железную дорогу до Архангельского порта, соединив его напрямую с Москвой.

В 1903 году С.Ю. Витте добился образования Главного управления торгового мореплавания, а также инициировал выработку положения о портовых управлениях. Витте являлся инициатором строительства военно-морского порта на Мурмане и Мурманской железной дороги. Для выбора места в 1894 году он лично посетил Кольский полуостров. Однако после смерти Александра III Николай II, под влиянием противников проекта Витте, ограничился постройкой в Екатерининской гавани «коммерческого порта». Отказ от сооружения военно-морского порта на Мурмане Витте считал большой ошибкой правительства, которая «завела нас в Порт?Артур», но все же сумел добиться выделения средств на строительство города Александровск (ныне Полярный). Дальновидность Витте подтвердилась с началом Первой мировой войны. Поэтому совсем не случайно его именем назван один из наиболее крупных Иокангских островов в Святоносском заливе Баренцева моря.

Будучи единомышленником вице-адмирала С.О. Макарова, С.Ю. Витте добился выделения 1,5 млн рублей на строительство ледокола «Ермак». Любопытно, что после спуска на воду ледокол находился в непосредственном подчинении Витте. Он вместе с С.О. Макаровым и Д.И. Менделеевым разрабатывал план освоения Северного морского пути и превращения его в постоянно действующую морскую коммуникацию, а также план похода ледокола «Ермак» к Северному полюсу.

Заслуги С.Ю. Витте перед морским флотом России настолько велики, что рано или поздно в составе отечественного торгового флота обязательно появится судно с его именем.

Портрет С.Ю. Витте. Художник С.В. Жиляев. 2002 г. Собрание Музея

С.Ю. Витте. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Witte_SYu.jpg

Строительство Мурманского порта. Источник изображения:    https://ic.pics.livejournal.com/nornegest/76826399/418866/418866_900.png

Новости

Все новости музея