Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

20.09.2019

22 сентября 1939 года, 80 лет назад, согласно приказу народного комиссара Морского флота СССР было образовано «Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство» (c 1967 года «Мурманское морское пароходство»), специализировавшееся на арктических перевозках. Основанием для приказа явилось постановления Экономсовета при Совнаркоме СССР от 14 сентября 1939 года.

На баланс Мурманского пароходства были переданы суда Балтийского и Северного пароходств, которые и составили его первооснову: «Унжа», «Мета», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон», «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец». Особенностью образования Мурманского пароходства было то, что оно было основано в самом начале Второй мировой войны и это с первых дней существования организации внесло в ее деятельность существенные коррективы. При этом, несмотря на все сложности, связанные как со становлением, так и с боевыми действиями Англии и Германии в Северной Атлантике, уже за 1940 год пароходством был перевыполнен количественный план по пассажирским и грузовым перевозкам. За перевыполнение годового плана по перевозкам сотрудники вновь созданной организации были награждены значками «Почетному работнику морского флота», похвальными грамотами Наркомфлота СССР, именными часами, полумесячными окладами и благодарностями.

С началом Великой Отечественной войны суда Мурманского пароходства самым активным образом участвовали в плаваниях в Арктике и легендарных полярных конвоях. За военное время пароходство понесло серьезные потери в судовом составе, погибли сотни моряков. В июне 1945 года перешло на организацию работы в условиях мирного времени. В 1953 году Мурманское пароходство было объединено с Архангельским арктическим пароходством и Мурманским морским агентством Главсевморпути. К этому времени на балансе пароходства уже числилось 50 судов. Послевоенные годы стали временем активного освоения Арктики. Суда пароходства регулярно принимали участие в арктических навигациях, осваивая Северный морской путь. Началось пополнение судового состава новыми сухогрузами, танкерами и ледоколами, включая атомный ледокол «Ленин».

Появление в 1970-х годах целой серии атомных ледоколов позволило Мурманскому морскому пароходству существенно расширить свои возможности в деле освоения Арктики. В 1977 году ледокол «Арктика» первым в мировой истории достиг Северного полюса. Начиная с 1989 года, Мурманское морское пароходство стало организовывать высокоширотные туристические круизы с заходом на северную вершину мира.

Сегодня открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» – крупная судоходная компания, занимающая ведущие позиции по транспортировке нефти и грузов и обеспечивающая перевозки в Арктику.

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота   Положение. Мурманск, 1968 г. Собрание Музея морского флотаПочтовый конверт. СССР, 1987 г. Собрание Музея морского флотаАльбом «Мурманское морское пароходство». Из фондов Музея морского флотаАльбом «Мурманское морское пароходство». Из фондов Музея морского флота Альбом «Мурманское морское пароходство». Из фондов Музея морского флота

Новости

Все новости музея