02.10.2019
2 октября 1928 года вступило в силу постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О мерах по улучшению судостроения и снижению себестоимости судов». Этим постановлением определялось, что постройка предусмотренных программой судов должна производиться на заводах СССР, а передача заказов зарубежным заводам могла осуществляться в каждом конкретном случае только по специальному разрешению СТО. Заказы на суда отечественной постройки должны были состоять из серии однотипных судов, и лишь в исключительных случаях допускались заказы единичных судов. Цены на суда разрешались только твердорасчетные. На железнодорожном транспорте устанавливались льготные тарифы при доставке металла для постройки судов на ленинградские судостроительные заводы (ввиду их большой удаленности от южных металлургических центров). Постановлением определялись также жесткие сроки (не позднее 1 января 1929 года) разработки и ввода в действие правил постройки судов, положения о порядке и сроках прохождения и утверждения проектов, правил наблюдения за постройкой судов и их приемки.
Этим же постановлением Центральное бюро морского судостроения (ЦБМС) было реорганизовано в государственную контору по проектированию судов Судопроект, принявшую затем проектировщиков судостроительных заводов и верфей и переименованную в Судопроверфь. В соответствии с постановлением существенные изменения были привнесены и в технологию судостроения. Так на Балтийском заводе с 1928 года широкое распространение получила электросварка. Этот метод использовался для изготовления ответственнейших судовых конструкций (туннели гребных валов, фундаменты главных механизмов, конденсаторы главных паровых машин и т. д.), что на порядок повысило как производительность работ, так и надежность конструкций.
В 1928 году был построен грузопассажирский теплоход «Кооперация». К концу 1928 года тоннаж советского торгового флота составил 444 тысячи тонн. В этот год морской транспорт перевез 6,8 млн тонн каботажных грузов, 1,2 млн тонн грузов внешней торговли и 1,3 млн пассажиров.
В целом за пятилетку валовая продукция судостроения возросла в 2,3 раза в сравнении с предыдущим периодом. На Адмиралтейском заводе началось серийное строительство достаточно современных на то время рефрижераторов типа «Волга», на Северной верфи – серии универсальных сухогрузов, на Балтийском заводе – грузопассажирских теплоходов типа «Абхазия», а на Сормовском – танкеров типа «Ленин» и пароходов для буксировки нефтеналивных барж по Волге. Соответственно, строили и сами нефтеналивные баржи. Строительство барж-бензовозов имело особое значение для народного хозяйства. К концу пятилетки было сдано в эксплуатацию более 30 таких бензовозов.
После Первой мировой и Гражданский войн страна приходила в себя, торговый морской и речной флоты нуждались в немедленном восстановлении. Морской флот пополнялся новыми судами, построенными на отечественных заводах: были созданы четыре серии лесовозов дедвейтом до 3500 тонн, лесовозы типа «Старый большевик» дедвейтом по 6180 тонн, серия грузопассажирских судов дедвейтом по 3000 тонн для плавания в северных морях.
Начиная с 1929 года на морском транспорте было широко развернуто соревнование бригад докеров, судовых экипажей, портов и пароходств, высшим этапом которого во второй пятилетке стало массовое стахановское движение. Результатом соревнования явился рост производительности труда.
См. публикацию «145-летие Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству»
См. публикацию «170-летие основания Сормовского завода»