Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

05.02.2020

6 февраля 1875 года, 145 лет назад, для подготовки нижних чинов разных специальностей в городах Кронштадте и Николаеве были открыты школы Морского ведомства: 1) машинистов и кочегаров; 2) рулевых и сигнальщиков; 3) судовых содержателей.

После неудачной Крымской войны 1853–1856 годов и заключения Парижского мира в 1856 году России было запрещено иметь на Черном море военный флот. Однако к середине 1870-х годов внешнеполитическая ситуация изменилась. На Лондонской конвенции 1871 года Россия добилась отмены запрета держать военно-морской флот на Черном море. После этого император Александр II начал подготовку к созданию нового броненосного парового флота, для чего были необходимы технически подготовленные матросы и унтер-офицеры. Так, приказом по Морскому ведомству № 20 от 6 февраля 1875 года было объявлено об открытии специальных школ для нижних чинов. Школы учреждались в городах Кронштадте и Николаеве и были предназначены для подготовки нижних чинов к исполнению обязанностей старших корабельных специалистов, а также младших унтер-офицеров в чинах: квартирмейстер, боцманмат и боцман. Николаевские школы нижних чинов входили в состав Учебного отряда Черноморского флота и имели следующие специализации:

1. Машинисты и кочегары.

2. Рулевые и сигнальщики.

3. Судовые содержатели и писари.

4. Водолазная школа.

5. Учебно-артиллерийская команда, готовившая корабельных комендоров.

6. Минная школа и так далее, по всем корабельным военно-учетным специальностям.

Нижние чины, успешно окончившие эти школы и отбывшие обязательный срок действительной службы, могли быть, по экзамену, произведены в чин «кондуктор флота». Школы по подготовке младших специалистов флота просуществовали в Николаеве до 1917 года.

     

Новости

Все новости музея