22.04.2020
23 апреля (5 мая) 1882 года в Кронштадте по указу императора Александра III была образована первая в России Водолазная школа для подготовки квалифицированных кадров из числа офицеров и нижних чинов Российского императорского флота для действия в специальных подводных командах.
В указе было сказано, что Водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ». Курировал школу генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Размещалась она в Кронштадте при минной части. Первым начальником школы был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев.
В 1882 году приказом Морского ведомства были определены «Временные правила и меры для обучения водолазному искусству», написано «Положение о водолазной Школе и партии». Только за первый год работы школы было подготовлено более 200 водолазных специалистов – 14 офицеров и 188 матросов.
В 1885 году Водолазной школе было передано судно – блокшив «Гиляк». С 1890 года практические навыки курсанты впервые стали приобретать, работая на аварийных или затонувших кораблях. Ученики-водолазы чистили винты, занимались поиском утонувших якорей. В 1891 году преподаватели и ученики школы приняли участие в работах по подъему затонувшего парохода-фрегата «Владимир». В 1896 году в школе был построен специальный бассейн – гидротанк, переделанный из парового котла фрегата «Дмитрий Донской».
В 1897 году был создан водолазный офицерский класс. Для слушателей, окончивших офицерский класс, был утвержден особый нагрудный знак выпускника Водолазной школы. В 1897 году школе было передано новое учебное судно – блокшив «Самоед», а в 1898-м – крейсер «Опричник». С 1897 года преподаватели и слушатели школы выполняли подводные работы на затонувшем броненосце «Гангут». В 1899 году офицерами и учениками школы были проведены подводные работы при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».
В 1909 году Водолазная школа на Черном море осуществила подъем с глубины 58 метров затонувшей подводной лодки «Камбала». С 1882 по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов и подготовила немало талантливых офицеров водолазной службы.
За время существования Водолазной школы ее преподавателями было сделано немало изобретений в области водолазного дела. В 1889 году мичман Е.В. Колбасьев изобрел подводный электрический светильник и разработал схему подводной телефонной связи с водолазами. Инженер-механик Л.А. Родионов и врач Н.А. Есипов изобрели первый в мире фотоаппарат для подводных съемок. В 1895 году были произведены испытания нового водолазного насоса системы лейтенанта А.А. Кононова, позволяющего осуществлять спуски на большие глубины. В 1896 году мичман Богданович разработал новую воздухонагнетательную помпу. В 1900 году Н.А. Есипов изобрел прибор для графического исследования пульса, то есть пульсометр, позволяющий контролировать пульс водолаза при подводных работах. Преподаватель школы Г.Н. Пио-Ульский изобрел пневмограф и совместно с врачом В.П. Аниным разработал кардиофон. В 1899 году Водолазной школой были проведены успешные испытания подводного железоискателя, сконструированного лейтенантом М.К. Шульцем.
В 1918 году Водолазная школа была эвакуирована из Кронштадта в Петроград, затем в Казань. В 1922 году вернулась обратно в Кронштадт. В 1924 году была перебазирована в Севастополь. В 1928 году школу объединили с водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) в Балаклаве. В 1931 году школа была переименовала в Балаклавский военно-морской водолазный техникум, ставший общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. В годы Великой Отечественной войны школа размещалась в Астрахани, а затем на озере Байкал. В 1944 году Водолазная школа вернулась в Балаклаву, а в 1957 году была перебазирована в бухту Карантинная (Севастополь).
В 2002 году указом Президента РФ был установлен профессиональный праздник – День водолаза, который отмечается 5 мая, в день создания первой Водолазной школы в России.
См. публикацию "День водолаза"