Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

02.08.2020

2 августа (20 июля по старому стилю) 1810 года, 210 лет назад, было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. В настоящее время находится в ведении Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства («Волго-Балт»), являясь одним из ведущих водно-транспортных предприятий России.

Мариинская водная система соединяет Волгу и воды Балтики, начинаясь на реке Шексна в Ярославской области и достигая Невы в Санкт-Петербурге. Имеет долгую и богатую историю создания, значение которой трудно недооценить и сейчас, представляет собой комплекс природных и искусственных водоемов, являющихся Волго-Балтийским путем из глубины материка в Европу. Стоимость строительства составила 2 771 000 рублей. Ключевым звеном Мариинской водной системы, соединявшим реки Ковжу и Вытегру, явился Мариинский канал. Строительство Вытегорского канала задумывалось еще Петром I, однако работы были начаты лишь в царствование императора Павла I в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возглавлял Н.П. Румянцев. Непосредственное руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Ф.П. Деволанта, для чего было создано специальное управление. Предусматривалось строительство 26 шлюзов, в 1801 году 8 из них были построены и прорыт соединительный канал. Несколько позже соорудили еще два шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах реки Вытегры. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м. У шлюза Святого Петра в деревне Петровское (ныне – Старое Петровское) была поставлена деревянная круглая часовня в память о посещении этих мест Петром I (не сохранилась). После строительства Ново-Мариинского канала в церкви хранились иконы «с упраздненных шлюзов и некоторые другие старинные предметы, имеющие большой исторический интерес». Поблизости от часовни, по приказу генерала Ф.П. Деволанта, установили гранитный четырехгранный обелиск с металлическими досками: «Щедрым предстательством Императрицы Марии начат сей канал 1799 года по повелению Супруга Ея Императора Павла I-го совершен при Сыне Ея Императоре Александре I-м по повелению коего монумент сей сооружен» - «Петрову мысль Мария свершила».

Впоследствии современный Волго-Балтийский канал частично прошел по пути Мариинского канала, а Ново-Мариинский канал утратил актуальность и был частично засыпан.

Участок Мариинского пути между Вытегрой и Шексной. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b36_624-0.jpg

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флотаКарточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея