04.03.2021
5 марта в России отмечают День мореходных и высших мореходных училищ. 21 февраля 1946 года приказом Народного комиссара морского флота № 95 было установлено, что 5 марта является Днем ежегодного празднования мореходных и высших мореходных училищ.
5 марта 1944 года Государственный комитет обороны Советского Союза, по инициативе И.В. Сталина, принял постановление «О создании мореходных училищ». До этого времени существовали так называемые водные институты и водные техникумы, где система обучения, во-первых, сильно различалась, а, во-вторых, строилась по системе гражданских учебных заведений. При этом сами учащиеся именовались студентами. Так как СССР в начале 1940-х годов вел кровопролитную войну и нес серьезные потери в судовом составе и плавсоставе морского флота к 1944 году возникла острая нужда в новых кадрах. Именно поэтому И.В. Сталиным и было принято решение создать высшие и средние мореходные и училища закрытого типа (как для морского, так и для речного и рыболовного флотов) с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ, с учетом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского, речного и рыболовного флотов.
Переход на новую систему предусматривал учреждение специализированных военно-морских кафедр (циклов), укомплектованных высокопрофессиональными офицерами-специалистами ВМФ, по основным военным специальностям. На данных кафедрах будущие судоводители, инженеры-механики и радисты морского, речного и рыболовного флотов должны были изучать артиллерийское и минно-торпедное оружие, овладевать навыками боевого маневрирования, изучать корабельный устав ВМФ и другие документы ВМФ и т.д.
Полностью была изменена внутренняя организация морских и речных училищ. Отныне была введена следующая организация: училища подразделялись на факультеты (судоводительский, н инженер-механический и радио-телеграфический), которые подразделялись на курсы. Курсы в свою очередь подразделялись на роты. Во главе факультетов, курсов и рот были поставлены кадровые офицеры ВМФ. На факультетах: штатная категория капитан 1-го ранга, на курсах – штатная категория – капитан 2-го ранга и на ротах – штатная категория – капитан 3-го ранга. Предпочтение давалось офицерам, имевшим реальный боевой опыт.
В учебный процесс было введено изучение военно-морских дисциплин. Кроме этого, перед окончанием мореходных училищ все курсанты были обязаны принять присягу, пройти военно-морскую практику на боевых кораблях ВМФ и сдать соответствующие зачеты. Только после этого они получали флотские военно-морские звания – лейтенант запаса (для высших мореходок) и младший лейтенант и младший лейтенант-техник запаса (для средних мореходок). В случае необходимости в военное время выпускники мореходных училищ могли призываться для службы ВМФ в том количестве, которое требовала обстановка. В мирное время некоторая часть выпускников также могла призываться в ВМФ на два года, с возможностью последующего увольнения в запас. Данная система просуществовала до распада СССР и полностью себя оправдала, т.к. давала возможность не только поднять уровень дисциплины курсантов и уровень их обучения, а также качественно повысить мобилизационные возможности ВМФ. Подобная система обучения была признанная самой эффективной ведущими морскими специалистами мира. В ряде стран она была скопирована.
В создание высших мореходных и мореходных училищ был положен многовековой опыт российского флота, а также Великой Отечественной войны, что послужило основанием для более качественной подготовки командных кадров морского флота России. Этот многовековой опыт и традиции поддерживают системность и дисциплину в воспитании нового поколения моряков России.
См. публикацию "Выход приказа "75-летие выхода приказа № 95 об установлении Дня мореходных и высших мореходных училищ"