30.04.2021
2 мая 1806 года, 215 лет назад, шлюп «Нева», под командой капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского, впервые в истории российского флота прошел мыс Доброй Надежды.
Впервые в истории российского флота суда «Надежда» и «Нева» под Андреевским флагом обогнули мыс Доброй Надежды в ходе первой кругосветной экспедиции 1803–1806 годов. Если на первом этапе экспедиции, во время плавания на Камчатку и Аляску, шлюпы «Надежда» и «Нева» шли «западным путем», огибая южную оконечность Южной Америки и сразу же выходя после этого в Тихий океан, то при возвращении они пересекли Индийский океан и обогнули мыс Доброй Надежды.
Проход мыса Доброй Надежды осуществлялся при достаточно драматических обстоятельствах. Дело в том, что, покинув китайский порт Макао, шлюпы пересекали Индийский океан совместно. Однако 15 апреля 1806 года в Индийском океане на 34 55' ю. ш. и 29° в. д., во время сильного тумана, «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга и дальнейшее плавание до Кронштадта совершали самостоятельно. Первым, 2 мая, обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Атлантический океан шлюп «Нева» под командой капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского. Несколькими днями позднее обошел мыс и шлюп «Надежда», под командой капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна.
Проведение первой русской кругосветной экспедиции знаменовало собой новый этап в развитии отечественного флота, который с этого момента окончательно утвердился как настоящий океанский флот. При этом прохождение таких знаковых географических точек, как мыс Горн и мыс Доброй Надежды, явилось серьезным аргументом высочайшего уровня подготовки российских моряков, которым отныне были подвластны все районы Мирового океана.
См. публикацию "Первая русская кругосветка И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского" См. публикацию "245 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского" Статья «Первое кругосветное плавание русского флота» опубликована в разделе «Кают-компания»