04.06.2021
5 июня 1886 года, 135 лет назад, началось кругосветное плавание корвета «Витязь» под командованием капитана 1-го ранга С.О. Макарова.
5 июня 1886 года из Кронштадта в кругосветное плавание отправился винтовой корвет «Витязь» под командой выдающегося российского мореплавателя, ученого и флотоводца С.О. Макарова. Первую половину пути «Витязь» следовал по маршруту: Кронштадт – Киль – Гетеборг – Портсмут – Брест – Эль-Ферроль – Лиссабон – остров Мадейра – острова Зеленого Мыса. Далее корвет пересек Атлантический океан и 20 ноября 1886 года вошел в гавань Рио-де-Жанейро. Спустя месяц, благополучно пройдя Магелланов пролив, 6 января 1887 года «Витязь» прибыл в Вальпараисо. Следующий отрезок через Тихий океан до Японии оказался самым долгим. На этом пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет имел лишь две остановки – на Маркизовых и Сандвичевых островах. Наконец, в марте 1887 года «Витязь» бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода. Еще в начале путешествия, при подходе к Лиссабону, «Витязь» попал в жестокий 12-балльный шторм. Это произошло 13 октября, когда западный ветер достиг силы урагана. Корвет с честью вынес это испытание, хотя и обнаружил некоторые конструктивные недоработки. В Лиссабоне во время исправления повреждений были внесены и необходимые изменения в отдельные узлы корабля, что повысило его устойчивость против шторма.
На всем пути экипаж корвета под руководством С.О. Макарова выполнял исследовательские работы. Каждые четыре часа, независимо от погоды и времени суток, измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения велись каждые пять или десять минут. Из письма С.О. Макарова: «Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербери Шаховский считаются хозяевами: первый – барометра, второй – анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведет общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».
В ноябре 1887 года, в связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке и возможным разрывом отношений с Японией, С.О. Макарову было предписано исследовать береговую линию материковой части Японского моря с точки зрения возможности создать стоянки для кораблей Тихоокеанской эскадры. В результате полугодовых исследований на карту впервые были нанесены ранее не отмеченные бухты, небольшие острова, мысы, банки, глубины. Макаров и его подчиненные исследовали и описали десятки островов и заливов Тихого океана. На правах первооткрывателей команда давала названия этим географическим объектам. Обстоятельные отчеты, представленные С.О. Макаровым в Морское ведомство, легли в основу планов многих строительных работ, предпринятых впоследствии на Дальнем Востоке. Так, например, он изучил течение вод в проливе Лаперуза, чтобы выяснить возможность установки там подводных мин. На заключительном этапе «Витязь» выполнил еще ряд ответственных заданий, посетив Петропавловск-Камчатский, остров Беринга и остров Медный. В Охотском море пришлось выдержать два сильнейших шторма. Вернувшись во Владивосток, «Витязь» был поставлен на текущий ремонт, который завершился лишь через два месяца уже в Иокогаме.
В ноябре 1888 года корвет «Витязь» отправился в обратный путь через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтар вокруг Европы и в Балтийское море. На этот путь ушло почти семь месяцев. По пути «Витязь» посетил Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, Суматру, Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген. При этом программа научных исследований по-прежнему неукоснительно выполнялась. На Большом рейде Кронштадта «Витязь» бросил якорь 20 мая 1889 года.
Кругосветное плавание «Витязя» навсегда вошло в историю мирового научного мореплавания. В 1894 году вышел в свет двухтомный научный труд С.О. Макарова: «„Витязь“ и Тихий океан». Сам С.О. Макаров отмечал, что эта книга подвела итог коллективному исследованию. В подзаголовке книги значилось: «Гидрологические наблюдения, проведенные офицерами корвета „Витязь“ во время кругосветного плавания 1886–1889 гг.». На следующий год после выхода книги, за выдающийся вклад в науку, ее автор С.О. Макаров был награжден Русским географическим обществом Золотой медалью имени графа Ф.П. Литке. Академия наук присудила С.О. Макарову полную Макарьевскую премию (учрежденную митрополитом Московским и Коломенским Макарием). Исследования Макарова имели не только научное, но и военное значение. Имя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в память мирового мореплавания. История знает немало весьма драматичных дальних морских походов и кругосветных путешествий, но в ряду десяти самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль – «Витязь».
См. публикацию «Кругосветное плавание С.О. Макарова на корвете «Витязь» См. публикацию «170-летие со дня рождения вице-адмирала Степана Осиповича Макарова» См. публикацию «Кругосветное плавание корвета "Витязь" и его значение для мировой науки» в разделе «Кают-компания»