Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

03.08.2021

3 августа 1856 года, 165 лет назад, император Александр ΙΙ своим указом утвердил Устав акционерной компании «Российское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Как написано во 2-м параграфе I раздела Устава (Цель, обязанности и права Общества): «Русское Общество пароходства и торговли по примеру Российско-Американской компании, состоит под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством». Правление компании разместилось в Одессе. Руководителем общества стал Н.А. Аркас.

Судоходная компания РОПиТ была основана для обеспечения торгового судоходства на Черном и Азовском морях. Несмотря на то, что проект являлся коммерческим, его успех опирался на значительные государственные субсидии. На рубеже XIX–XX веков РОПиТ стало крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна. Суда компании также предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время. В 1918 году пароходство было национализировано советским правительством.

У истоков рождения РОПиТ стояли российские предприниматели – капитан 1-го ранга Н.А. Аркас и чиновник Н.А. Новосельский, которые предложили Министерству финансов Российской империи создать на Черном море частное пароходное общество «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу Аркаса и Новосельского, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве».

Одной из причин такой активной поддержки инициативы Н.А. Аркаса и Н.А. Новосельского стал Парижский мирный договор, подписанный в марте 1856 года и поставивший точку в Крымской войне. XI статья этого договора предусматривала «нейтрализацию Чрного моря» и запрещала черноморским державам иметь на Черном море военные флоты. Данная статья ставила Россию в неравноправное положение с Турцией, которая полностью сохранила свой военно-морской флот. Властям России, лишившихся возможности иметь свой военный флот на Черном море, пришлось идти обходным путем. Поэтому перед новорожденным РОПиТ, помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимую для быстрого воссоздания Черноморского флота.

Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начало 21 мая 1857 года. В первый год своей деятельности общество имело 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья. РОПиТ быстро развивалось и уже через два года после своего создания имело 35 пароходов английской и французской постройки, которые совершали рейсы по 12 маршрутам. В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Важной статьей доходов РОПиТ была перевозка паломников из России в Палестину к святым местам.

См. публикацию «Создание Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ)»

Новости

Все новости музея