Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

30.09.2021

1 октября 1834 года было открыто Херсонское училище торгового мореплавания.

Инициатором открытия в Херсоне училища торгового мореплавания выступил тогдашний генерал-губернатор Новороссийского края граф М.С. Воронцов, который обратился к императору Николаю I с прошением об открытии этого учебного заведения. На Черном море большими темпами развивалось торговое мореплавание, и была большая нужда в профессионально подготовленных штурманах и капитанах.

20 (7) февраля 1834 года на прошение графа М.С. Воронцова император Николай I наложил резолюцию: «Быть посему». Одновременно он подписал Указ о введении в действие «Положения о создании в Херсоне училища торгового мореплавания». Занятия в училище начались 1 октября 1834 года в помещении бывшего местного Адмиралтейства. В училище принимались юноши – 24 человека на казенный счет (т. е. обучение для них было бесплатным) и 12–26 пансионеров, которые обучались либо за свой счет, либо за счет благодетелей (т. е. спонсоров). Большинство воспитанников изучали специальности шкиперов и штурманов, меньшая часть – строительство купеческих судов. Помимо основных мореходных наук, в училище изучалась корабельная архитектура, греческий, турецкий, французский языки. Во время учебы учащиеся проходили ежегодную полуторамесячную недельную плавательную практику в море, а перед выпуском годичную стажировку на вспомогательных судах Черноморского флота. Срок обучения составлял четыре года. Выпускники училища должны были уметь вывести судно из гавани, определить его курс по показаниям компаса, а также место в море, с помощью карт и астрономических наблюдений. Помимо этого, они должны были уметь управлять парусами, ввести судно в гавань и поставить его на якорь, знать международные морские правила, внутреннее устройство судна, а также правила погрузки-выгрузки грузов. После стажировки воспитанники выпускались штурманами или помощниками штурманов, после чего поступали на Черноморский флот на правах кондуктóров. Через два года, приобретя необходимые практические знания и опыт, выпускники сдавали экзамен и только после этого получали диплом шкипера. Шефство над училищем осуществлял лично Главным командир Черноморского флота и портов Черного моря адмирал М.П. Лазарев. К середине XIX века в училище обучались 53 воспитанника и работало 9 преподавателей. С 1834 и по 1867 год Херсонское мореходное училище выпустило 199 шкиперов и штурманов и 68 судостроителей. Для российского торгового флота на Черном море это была большая цифра.

Во второй половине XIX века появление парового флота и связанные с этим усложнения навигации потребовали проведения реформы морского образования в России. Изменения произошли и в Херсонском мореходном училище. В 80-е годы XIX столетия воспитанники проходили плавательную практику на торговых судах компании РОПИТ (Российское общество пароходства и торговли), Добровольческого флота, Российского общества перевозок грузов, товарищества Черноморско-Дунайского пароходства, а также на частных пароходах и парусниках. При этом выпускники впоследствии работали как шкиперами на парусных судах, так и помощниками капитанов на пароходах. Часть штурманов оставались служить в военном флоте, что считалось престижно и выгодно материально. Из выпускников училища наиболее известен полярный исследователь и герой Цусимского сражения контр-адмирал Н.Н. Коломойцев.

В 1920 году училище было реорганизовано в Херсонский техникум водного транспорта. В 1924 году в техникуме было открыто судомеханическое отделение. В 1924–1925 годах в техникуме получали образование 113 человек. В 1930 году техникум перешел в подчинение наркомата водного транспорта. Среди выпускников довоенных лет следует отметить прославленного советского подводника, Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И. Щедрина. В годы Великой Отечественной войны большая часть преподавателей и учащихся ушла на фронт. В боях с врагом на суше и на море приняли участие более 800 воспитанников учебного заведения, более 300 из них погибли.

При отступлении из Херсона немцы полностью разрушили здание техникума и уничтожили всю его учебно-лабораторную базу. Сразу же после освобождения Херсона в 1944 году началось возрождение Херсонского морского техникума. В сентябре 1944 года состоялся первый послевоенный набор. Через несколько лет морской техникум был преобразован в мореходное училище.

В 1959 году на базе судоремонтного отделения училища было открыто электромеханическое. В 1965 году открылось радиотехническое отделение. Начиная с 1965 года Херсонская мореходка готовила весь спектр командного состава для судов морского флота: судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов. 14 марта 1970 года Постановлением Совета Министров УССР училищу было присвоено имя лейтенанта Шмидта.

После распада СССР Херсонское мореходное училище постепенно утрачивало свои позиции. Более чем в три раза был сокращен набор курсантов. В 1996 году Херсонское мореходное училище было ликвидировано, правопреемником его стал Херсонский морской колледж.

См. публикацию «165-летие утверждения Устава акционерной компании «Российское общество пароходства и торговли»

Новости

Все новости музея