01.10.2021
2 октября 1721 года, 300 лет назад, Петром I был основан Гребной порт в Санкт-Петербурге – первый военно-морской порт в России.
После заключения Ништадтского мирного договора многочисленный гребной флот, построенный для действий в шхерных районах Балтийского моря, нуждался в укрытой стоянке. Парусный флот зимовал в устье реки Фонтанка под защитой Петропавловской крепости. А для галер и скампавей, которых было более 200, в приморской части Васильевского острова был выкопан бассейн, соединенный каналом с Финским заливом. На берегу были построены склады и мастерские. Создание Гребного порта в устье Невы имело большое значение для обороны Санкт-Петербурга. Строительством порта руководил известный инженер и архитектор Д. Трезини. К концу 20-х годов XVIII века был сооружен бассейн для гавани, куда из устья Фонтанки перевели галеры и скампавеи. После смерти Д. Трезини в 1734 году строительные работы в Галерной гавани возглавил русский инженер и архитектор И. Коробов.
Гребной порт Санкт-Петербурга сыграл огромную роль в подготовке гребного флота во время русско-шведских войн 1741–1743, 1788–1790 и 1808–1809 годов. В царствование Николая I старые портовые сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там гребными судами. После этого, Гребной порт потерял свое значение и использовался в качестве склада и мастерских мелкого ремонта миноносок, описных барж и других небольших судов Санкт-Петербургского порта. До конца XIX века в бывшем Гребном порту существовал пироксилиновый завод морского ведомства. В настоящее время на месте Санкт-Петербургского Гребного порта находится Ленинградский морской вокзал.
См. публикацию «180-летие открытия памятника Петру I в Кронштадте»
См. публикацию «Петр Первый – основатель российского флота» в разделе «Кают-компания»