20.10.2021
20 октября 1696 года, 325 лет назад, Боярская дума и царь Петр I приняли постановление о создании регулярного российского флота – «Морским судам быть!».
Решение о создании регулярного флота было реакцией на итоги Азовских походов 1695–1696 годов, на практике показавших важность наличия военного флота для успешного ведения войны. 20 октября 1696 года Боярская дума, помимо декларации курса на создание военно-морского флота, утвердила и первую программу военного судостроения – 52 (позднее 77) кораблей. При этом 19 кораблей должны были строить светские землевладельцы, 19 кораблей – духовенство и 14 кораблей – купечество. Для удобства строители объединялись в т.н. кумпанства. Эти кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон. Четвертым строителем флота выступила казна. Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные со светских и духовных феодалов с вотчинами менее сотни крестьян. Сначала Адмиралтейство должно было построить 6 кораблей и 40 бригантин, но затем эту норму дважды повышали, так что в итоге ему пришлось спустить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Впрочем, правительство повышало нормы и частным кумпанствам, в 1698 году их обязали построить еще 6 кораблей. Гостям (купцам) все же удалось уклониться от обязанности строить корабли: вместо кораблей казна согласилась принять деньги (12 тыс. рублей за корабль).
С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом. В Воронеж и другие населенные пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25–40 орудиями на борту. К 1699 году постройка большинства кораблей была завершена. Первый опыт кораблестроения выявил серьезные недостатки. Созданные кумпанства оказались не эффективны. Во многом не оправдались и надежды на иностранных специалистов, которых массово приглашали в Россию с 1696 года. Поэтому в сентябре 1698 года ряду кумпанств разрешили вместо строительства своими силами внести денежный выкуп в казну – 10 тыс. рублей за корабль. Вскоре эту практику распространили на все кумпанства. На полученные средства развернули более широкое строительство на казенных верфях. В 1700 году на верфи Воронежского адмиралтейства лично Петром I был спущен на воду 58-пушечный корабль «Гото Предестинации». Одновременно шел процесс создания основ военной организации флота, его боевого управления. В 1700 году учредили «Приказ адмиралтейских дел», позже преобразованный в Адмиралтейскую коллегию – центральный государственный орган по управлению строительством, снабжением и обеспечением флота. Первым главой «Адмиралтейства», ведавшим строительными делами, был стольник А.П. Протасьев, позднее его сменил Ф.М. Апраксин.
Появление русского флота на Азовском море стало решающим фактором, заставившим Турцию в 1699 году заключить мир с Россией. Тогда же русские корабли совершили свое первое плавание по Черному морю. Заключение мира с Турцией позволил приступить к решению другой стратегической задачи – получения выхода к берегам Балтийского моря. В 1700 году началась многолетняя тяжелая война со Швецией и одновременное создание регулярного флота на Балтике. После победоносного завершения этой войны Россия стала полноценной морской державой.
В Музее морского флота открыта выставка «Современный флот России», посвященная новейшим достижениям страны в этой области. Приглашаем всех желающих посетить выставку!