13.11.2020
15 ноября 1815 года, 205 лет назад, в строй вступил первый отечественный пароход «Елизавета», построенный в Санкт-Петербурге на заводе Берда.
Пароход был спущен на воду при большом стечении народа и в присутствии членов царской семьи в пруду Таврического дворца. При этом судно продемонстрировало хорошие ходовые качества. Создатель парохода Карл Николаевич Берд (1766–1843) являлся русским инженером и бизнесменом шотландского происхождения. На созданном им литейно-механическом заводе в СанктПетербурге и было построено судно, получившее название «Елизавета».
Пароход имел длину 18,3 м, ширину 4,57 м и осадку 0,61 м. В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 4 л.с. и частотой вращения вала 40 об./мин. Машина приводила в действие бортовые колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по шесть лопастей. Однотопочный паровой котел отапливался дровами. Над палубой судна возвышалась кирпичная дымовая труба, которую впоследствии заменили на металлическую высотой 7,62 м. Труба могла нести на себе парус при попутном ветре. Скорость парохода составляла 10,7 км/час (5,8 узла). Осмотрев «Елизавету», адмирал П.И. Рикорд предложил впредь именовать подобные суда пароходами. Первый отечественный пароход совершал регулярные пассажирские рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
См. публикацию "Презентация книги В.А. Черненко "Первый пароход в России - пароход Берда"