30.12.2021
1 января 1937 года, 85 лет назад, в соответствии с приказом главного управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, было начато строительство морского порта в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева, который бы стал базовым портом Северного морского пути в Восточном секторе Арктики.Основанием для данного решения являлось развитие Северного морского пути и то, что данный пункт лучше всего подходил для формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути с востока на запад, их бункировки, заправки и ремонта.
Бухта Провидения как нельзя лучше подходила для этой задачи. Бухта имела большие глубины, позволяющие входить в нее судам всех классов, была защищена от штормов с любых румбов, а также расположена на границе ледового поля, что при ледокольной проводке позволяло использовать порт почти круглогодично. Порт Провидения строился с таким расчетом, чтобы был доступным для захода судов с осадкой до 9 м. Продолжительность навигации порта составила в среднем 225 суток, из которых 45 суток – с проводкой судов ледоколами. Строительство порта с 1938 года вела организация «Провиденстрой». В 1940–1950 годах к строительству порта были привлечены военные строители. После введения в эксплуатацию порта Провидения он стал главными восточными воротами в Арктику.
В 1980-е годы в порту была произведена широкомасштабная реконструкция причалов, построены бункерная база, пункт приема лихтеров, модернизированы складские сооружения. В 1990-е годы порт Провидения был акционирован, в 2005 году преобразован в ООО «Провиденский морской порт», учредителем которого выступило ГУП «Чукотснаб».
См. публикацию «Постановление «О мероприятиях по освоению Северного морского пути»
См. публикацию «Освоение Северного морского пути»