17.12.2023
В ноябре 1854 года парусное судно «Принц» затонуло возле берегов Крыма. Кроме снабжения британской армии, принимавшей участие в Крымской войне, по слухам, «Принц» перевозил 200 000 фунтов стерлингов золотом.
Так о затонувшем корабле писал Александр Куприн в рассказе «Листригоны»:
«Эскадра не сумела найти узкого входа в бухту или, может быть, найдя, не смогла войти в него. Она вся разбилась об утесы и вместе с великолепным кораблем "Black Prince", и с английским золотом пошла ко дну около Белых камней, которые и теперь еще внушительно торчат из воды там, где узкое горло бухты расширяется к морю, с правой стороны, если выходишь из Балаклавы.»
После трагической гибели судна экспедиции многих стран предпринимали попытки найти затонувший корабль. А в начале XX века поисками «Принца» занялся Владимир Языков. Именно его настойчивость и привела к созданию ЭПРОНа: в начале 1923 года Языков побывал на приеме у главы ГПУ при НКВД РСФСР Генриха Ягоды и добился одобрения экспедиции. А 17 декабря 1923 года было «зачислено в списки и поставлено на все виды довольствия войск ОГПУ спасательное судно "Кубанец" и объявлен штат ЭПРОНа на Черном море — 58 человек». Первым начальником новой организации стал советский деятель спецслужб Лев Захаров-Мейер, позже его сменил Фотий Крылов.
Операция по поискам «Принца» завершилась сравнительным успехом: судно было найдено, а вот золота на его борту не оказалось. Молодая организация приступила к работам по подъему судов, затонувших в годы Первой мировой и гражданской войн. Кроме того, водолазы ЭПРОНа часто поднимали с затонувших кораблей боеприпасы и оборудование, а иногда и вовсе помогали с ремонтом и обустройством подводных объектов.
К началу Великой Отечественной войны, когда ЭПРОН был преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ, в его составе было более 3 000 человек, а в Наркоматах Речного и Морского флота были созданы собственные аварийно-спасательные службы.