Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

13.06.2022

Государственные пароходные предприятия, а среди них и Балтийское морское пароходство, появились благодаря «Положению о государственном торговом флоте РСФСР» от 13 июня 1922 года. На основании этого документа Управление морским транспортом Балтийского моря превратилось в Государственное Балтийское пароходство Центрального правления государственного торгового флота Наркомата путей сообщения РСФСР.

В 1924 г. пароходство вошло в состав акционерного общества «Советский торговый флот» (Совторгфлот) и было реорганизовано в Балтийскую главную контору Совторгфлота. А в 1934 году после ликвидации «Совторгфлота» Балтийскую дирекцию реорганизовали в Балтийское управление морского флота Наркомата водного транспорта. В 1935 г. оно было преобразовано в Балтийское государственное морское пароходство Наркомвода СССР, а в 1939 году перешло в ведение Наркомата морского флота СССР. К 1941 г. в составе пароходства насчитывалось 20 судов общей грузовместимостью более 84 тыс. тонн.

В годы Великой Отечественной войны Балтийское морское пароходство занималось эвакуацией, медицинским обеспечением, снабжением военных гарнизонов, оборонявших осажденный Ленинград. В 1944 г. были возобновлены рейсы в пределах Финского залива, а затем и на всей Балтике. К концу войны в пароходстве насчитывалось 24 судна грузовместимостью 72 тыс. тонн.

Впоследствии на базе Балтийского морского пароходства были образованы Эстонское и Латвийское пароходства. В 1982 г. Балтийское морское пароходство возглавил В.И. Харченко, занимавший этот пост двенадцать лет. В этот период Балтийское морское пароходство достигло пика своего развития. В 1990 г. пароходство имело три порта (Ленинград, Выборг и Калининград), судоремонтную базу на Канонерском судоремонтном заводе, управление «Торгмортранс», экспедиционный отряд аварийно-спасательных судоподъёмных и подводно-технических работ, ремонтно-строительный трест, мореходную школу и вспомогательные подразделения. Флот пароходства насчитывал более 170 крупнотоннажных грузовых и грузопассажирских судов общей грузоподъёмностью свыше 1,5 млн т, посещающих более 400 портов 70 стран, Общее количество работающих в пароходстве составляло 46 тысяч человек, в том числе 15, 5 моряков.

В годы перестройки Министерство предложило Балтийскому морскому пароходству экономический эксперимент, в рамках которого пароходству предоставлялась бо́льшая самостоятельность в решении отдельных организационных и хозяйственных вопросов. Пароходство завоёвывало лидерство в Балтийском бассейне и даже стало диктовать фрахтовые цены.

В январе 1990 года пароходство было реорганизовано в арендное предприятие, с 1992 года АООТ «Балтийское морское пароходство». В новых условиях предприятие получило полную экономическую самостоятельность,

В середине 1990-х годов начался распад пароходства. Пассажирские суда и ещё несколько десятков лучших судов были арестованы за границей за долги по зарплате и выплате кредитов и впоследствии проданы с аукциона. К концу 1990-х годов Балтийское морское пароходство существовало лишь формально, не располагая ни одним судном.

В ноябре 2002 г. Балтийская судоходная компания была возрождена и зарегистрирована, как общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Балтийское морское пароходство». В программе развития компании было предусмотрено строительство 116 судов различного назначения, 4 пассажирских паромов и крупных объектов инфраструктуры, к которым относились терминал в порту Усть-Луги, судоремонтное предприятие с сухим доком и т.д.

В настоящее время Балтийская судоходная компания является прибыльным, динамично развивающимся предприятием, обеспечивающим морские перевозки не только по Балтийскому морю, но и в Мировом океане.

Новости

Все новости музея