13.07.2022
Несмотря на традиционное внимание к военному флоту, в дореволюционной России коммерческий морской флот развивался по остаточному принципу. До начала ХХ века дальние морские перевозки были редкостью, а в 1867 году – после продажи Аляски – необходимость в них совсем отпала.
Практически весь экспорт из Архангельска, Петербурга и Одессы вывозился на иностранных судах. Развитием океанского торгового флота озаботились лишь в 80-х годах XIX века в связи с экономическим развитием Дальнего Востока и возникшей потребностью регулярного морского сообщения между европейскими и дальневосточными портами России. Что касается речного флота, то в отличие от морского, он развивался достаточно интенсивно и был весьма многочисленным –как грузовой, так и пассажирский.
После окончания Гражданской войны ситуация в морском торговом, речном и рыболовном флотах Советской Республики продолжала оставаться крайне тяжелой. На Черном море и на Дальнем Востоке от торгового флота осталось всего 5% судов, немногим лучше шли дела на Балтике. Фактически систему морского и речного флотов надо было создавать заново.
13 июля 1922 года Совет Труда и Обороны СССР подписал указ об учреждении Государственного торгового флота (Госторгфлот) в составе Народного комиссариата путей сообщения. Ранее Совет народных комиссаров перевел водный транспорт на хозрасчет. Были созданы самостоятельные предприятия: Северное государственное морское пароходство, Балтийское государственное морское пароходство, Черноморско-Азовское государственное морское пароходство, Каспийское государственное морское пароходство. Председателем Госторгфлота назначили Дмитрия Васильевича Полуяна.
Тем не менее, доля внешнеторговых перевозок все еще не превышала 6% от уровня 1913 года, и 24 июля 1924 года Совет Труда и Обороны СССР решил создать единую торгово-транспортную морскую организацию АО «Советский торговый флот» (Совторгфлот). Позднее Совторгфлот передали в Наркомат путей сообщений, разделив на Центральное управление рек (ЦУРЕК) и Центральное управление морей (ЦУМОР), с образованием речных пароходств и бассейновых управлений водных путей. Новый Наркомат стал шестым по счету общесоюзным наркоматом. Одновременно морского и торговый флот СССР начал пополняться новыми судами, увеличивая с каждым годом долю своего участия в народо-хозяйственных перевозках.