Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

11.02.2023

Революция 1917 года ознаменовалась национализацией большой части российской экономики. Разумеется, что, пришедшие к власти большевики сразу же занялись вопросом национализации и морского флота. Декретом Совнаркома от 5 февраля (23 января) 1918 года торговый флот России был национализирован. Совнарком постановил: «Объявить общенациональной не делимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия. Принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий». Кроме этого в собственность Республики не переходили: «суда, служащие для мелкого промысла, дающие владельцам необходимый для существования средства (прожиточный минимум) и принадлежащие мелким предприятиям, основанных на трудовых артельных началах, а также суда китобойные, рыболовные, лоцманских обществ и товариществ, городских и сельских самоуправлений, а также все суда, не приспособленные для перевозки грузов и пассажиров, за с исключением судов, принадлежащих акционерным предприятиям».

Буквальном месяц спустя, произошла и реорганизация управлением морским и речным флотом. Декретом Совнаркома был учрежден отдел водных сообщений, который починялся Высшему Совету народного Хозяйства. Руководила отделом коллегия из семи человек: один от ВСНХ, один от Совнаркома, четыре представителя речников и три представителя моряков, а также по одному представителю от Северного, Московского, Уральского, Волжского и Южного районов. Коллегия избирала исполком для управления отдельными речными и морскими бассейнами и отдельными отраслями. Исполком состоял из четырех делегатов от речников, трех делегатов от моряков и двух делегатов от отдела транспорта ВСНХ.

Тогда же было утверждено Положение о водном транспорте.

К сожалению, к концу Гражданской войны советский морской и речной флот представлял собой жалкое зрелище. За период революции и гражданской войны страна потеряла около 60 судов и около 310 были угнаны за рубеж. В 1920 году остатки бывшего российского торгового флота составляли всего 350 тысяч тонн, что составляло 0,5% от мирового коммерческого флота. От былого торгового флота на Черном море и на Дальнем Востоке осталось всего 5 % судов. Немногом лучшее положение было и на Балтике. Объем всех перевозок при этом составлял 2,9%, а удельный вес отечественного флота в экспортно-импортных перевозках вообще отсутствовал. Фактически морской и речной флот страны надо было создавать заново.

Источник: https://alternathistory.com/kratkij-ocherk-istorii-dobrovolnogo-flota/

Источник: https://alternathistory.com/kratkij-ocherk-istorii-dobrovolnogo-flota/

Источник: https://vizitron.ru/byiloe/russkiy-flot-nachala-20-veka-33-foto.html

Новости

Все новости музея