09.09.2022
В 1914 году – в начале Первой мировой войны – России требовалось усилить военно-морские силы на Севере, чтобы обеспечивать союзные конвои с вооружением. Для выполнения этой задачи была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Однако из-за боевых действий флотилию невозможно было пополнить кораблями Балтийского и Черноморского флотов, и в ее состав вошли корабли, состоявшие в Сибирской флотилии корабли, а также купленные у других стран.
У Италии была куплена подводная лодка, получившая название «Святой Георгий». Ей предстоял опасный переход из Средиземного моря в Архангельск. Командиром подлодки был назначен старший лейтенант Иван Иванович Ризнич. 7 мая 1917 года на «Святом Георгии» был поднят Андреевский флаг. На достройку, испытания и обучение команды ушло больше месяца, и только 12 июня экипаж окончательно занял места на подводной лодке, а 18 июня – после пробного погружения – лодка вышла в Средиземное море.
24 июня подводная лодка вошла в Гибралтар, где провела 10 дней, а 4 июля вышла в море в сопровождении британского тральщика. В Атлантическом океане стоял сильный ветер, и через верхний люк подлодку заливала вода. Попытки захлопнуть его перед очередной волной приводили к тому, что дизеля высасывали воздух из отсеков, а перепады давления били экипаж по ушам. Моряки не имели возможности ни высушиться – лодка была полна воды, помпы не справлялись с откачкой, ни отдохнуть – из-за качки в койках невозможно было удержаться. Кроме того, вышел из строя мотор-генератор гирокомпаса, и Ризнич принял решение укрыться от шторма в порту Лиссабона.
16 июля «Святой Георгий» снова вышел в океан, а уже 22 июля достиг Плимута, где команда смогла отремонтировать лодку и отдохнуть. Прикрываясь туманом, лодка вышла в Английский канал 20 августа. В Ла-Манш Ризнич заходить не стал – выбрал более безопасный и более сложный с точки зрения навигации путь. «Святой Георгий» должен был пройти через Ирландское море и Северный пролив, обойдя британские острова севером.
23 августа тральщик сообщил, что видит следы торпеды, и на «Святом Георгии» была объявлена тревога. Лодка отошла к бухте Терсо, а затем продолжила движение к базе британского флота в бухте Скапа-Флоу, которую достигла 25 августа. Несмотря на желание Ризнича скорее выйти в море из-за опасности попасть в осенние шторма, лодке пришлось задержаться из-за неготовности тральщика сопровождения к дальнейшему переходу.
31 августа «Святой Георгий» вышел к норвежскому полуострову Статланд, после чего трое суток двигался вдоль побережья, достигнув 4 сентября мыса Нордкап. Сразу же после выхода в Баренцево море подводная лодка попала в шторм. Рулевой привод вышел из строя, и командир приказал задраить верхний люк и перейти на электромоторы. Двое суток экипаж боролся о стихией, продвигаясь вперед самым малым ходом и 6 сентября прибыл в Иоканьгу. Оттуда «Святой Георгий» совершил последний переход до Архангельска.
За 89 суток похода «Святой Георгий» прошел более 5000 миль по водам пяти морей и двух океанов. Позднее команда, сочувствовавшая большевикам, вывела лодку в Северную Двину, где привела в нерабочее состояние и выбросила на берег. Они сделали это, чтобы лодку не захватили англичане. Уже в 1919 году «Святой Георгий» был снят с мели и отремонтирован, после чего перешел в Мурманск, где находился до прихода Красной Армии. В 1920 году лодку – теперь она носила название «Коммунар» – включили в состав советской Беломорской военной флотилии и вновь отправили в Архангельск.
В августе-сентябре 1920 года «Коммунар» дважды выходил в практическое плавание в южную часть Белого моря, но через год лодку законсервировали и сдали на длительно хранение в Архангельский военный порт. В 1924 года подводная лодка была списана и передана «на реализацию». В дальнейшем она попала в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и еще около десяти лет использовалась в качестве понтона при подъеме затонувших судов.