Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

26.09.2023

В биографии Натальи Киссы написано, что она родилась в Кишиневе, однако дело обстояло не совсем не так. В этом городе Наталья провела раннее детство, а родилась на борту теплохода «Возрождение», капитаном которого был ее отец. В 1931 году Наталья окончила судоводительское отделение техникума водного транспорта в Ростове-на-Дону. К этому времени она уже успела поработать на судоремонтном заводе, а также на парусном судне «Желанный» в качестве юнги и матроса.

В военное время Наталья принимала участие в эвакуации войск из Одессы, в Керченско-Феодосийской десантной операции и обороне Севастополя. Она получила серьезное ранение и много времени потратила на восстановление. Кадровый дефицит послевоенных лет обеспечил ей возможность и дальше работать на флоте, сначала в роли 2-го помощника, а затем и старшего. Капитаном Наталья Кисса стала лишь в 1953 году. Одиннадцать лет – до 1964 года – она командовала теплоходами «Райкомвод» и «Пионер» Азовского морского пароходства.

А вот как рассказывает о Наталье Киссе экскурсовод нашего Музея Тарас Чубчик – его мама служила на «Райкомводе» помощницей радиста:

«В самом конце 1950-х годов мама – Виолетта Николаевна Романова –пошла на море вслед за мужем, который работал механиком. На борт «Райкомвода» взяли и мою двухлетнюю сестру Инну. Моряки, скучавшие по своим семьям, окружили ребенка заботой: натаскали из пожарного ящика песка и отгородили на палубе песочницу.

Детей любила и сама Кисса. Мама хорошо запомнила, как на Черном море «Райкомвод» попал в шторм. Теплоход был только что отремонтирован, но из-за халатности работников судоремонтного завода систему охлаждения забило брошенной где попало ветошью. Движок встал. Судно потеряло управление и встало бортом к волне. Крен был таким, что полотенце в каюте висело параллельно палубе. Вся команда боролась за живучесть корабля, Кисса отдавала команду за командой и вдруг обратилась к маме по громкой связи: «Виля, не волнуйся. В первую шлюпку посадим тебя с дочкой». Обошлось, «Райкомвод» не утонул, а меленькая Инна даже не проснулась.

Есть у мамы и другое воспоминание. Лето, Черное море. Неожиданно со стороны моря доносится трехэтажный мат, но в иллюминаторе никого не видно. Оказывается, прямо под бортом «Райкомвода» стоит подводная лодка, и командир отчаянно кричит в мегафон. Из его речи становится понятно, что район закрыт, проходят стрельбы. И капитан Кисса на том же языке – так, что позавидует любой боцман – отвечает, что настоящие стрельбы она видела, а судно ее не может по чьей-то прихоти зигзагами ходить. Так и разошлись. Только над палубой в тот день летали снаряды, а из каюты было слышно звук, с которым запускают торпеды.»

Новости

Все новости музея