Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

19.03.2024

Константин Игнатьевич Козловский родился 19 марта 1904 года. Окончив Николаевское городское училище в 1920 году, шестнадцатилетний Козловский добровольцем пошел на флот. Десять лет он проработал рулевым на военных и гражданских судах Дальнего Востока, а затем решил продолжить образование и в 1931 году получил диплом штурмана дальнего плавания.

В 1930-е годы Константин Козловский в качестве штурмана присоединился к экипажу знаменитого ледореза «Федор Литке». В те годы начиналось освоение Крайнего Севера: на Колыме начинали добывать золото и собирались строить порт. Северо-восточная полярная экспедиция Наркомата водного транспорта СССР (НКВТ СССР) была организована, чтобы доставить в те края грузы и первых переселенцев. В экспедиции принимали участие 6 грузовых пароходов и моторно-парусная шхуна, в общей сложности они перевозили 12 000 тонн груза. Ледовая обстановка была неблагоприятной. Иногда суда продвигались, взрывая ледяные торосы перед собой. Козловский не только выполнял обязанности штурмана, но и командовал подрывными работами, а позже был назначен заместителем начальника экспедиции.

Козловский был штурманом «Федора Литке», когда тот отправился на помощь «челюскинцам». Тогда ледорез, сильно поврежденный во время прошлых плаваний, не добрался до цели, зато через год – в 1934 году – впервые в истории совершил сквозной переход по Северному Морскому пути с востока на запад. До конца 1930-х годов Козловский работал в Арктике: был старшим помощником капитана на пароходах «Север», «Анадырь» и «Сталинград», а также заместителем начальника Обь-Енисейской экспедиции НКВТ СССР.

Во время Великой Отечественной войны Козловский служил в Военно-Морском флоте, а потом вернулся в гражданский флот. Во второй половине XX века активно развивался торговый флот: строились новые суда, осваивались новые маршруты и техники погрузки. В 1950-1960-е годы Козловский был капитаном Балтийского морского пароходства. Он командовал грузовыми судами. В 1952 году пароход «Иван Ползунов» под его началом прошел из Ленинграда в Певек новым путем – обошел Новосибирские острова с севера. А в 1960-х годах на грузовых пароходах, капитаном которых был Козловский, применялся новый на тот момент способ погрузки сыпучих грузов навалом, без мешков.

К.И. Козловский, 1950-1960-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Ледорез «Федор Литке», 1929 г. Фотография из собрания Музея морского флота

А.М. Шафран, М.А. Трояновский. «Челюскин» во льдах, 1933 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея