23.06.2023
В начале XX века механики на судах российского торгового флота были вольнонаемными членами экипажа и не относились к командному составу. Это создавало серьезные неудобства как для капитанов судов, которым было сложно руководить механиками, так и для механиков, которым было сложно руководить своими непосредственными подчиненными – машинистами и кочегарами.
23 июня 1903 года Государственный совет утвердил «Положение о механиках на мореходных судах торгового флота», разработанное Отделом торгового мореплавания Министерства финансов. В соответствии с Положением на торговом флоте утверждались звания судовых механиков 1, 2 и 3-го разрядов. Механики становились теперь законными начальниками всего обслуживающего судовые механизмы личного состава, получали больше денег, могли находиться в кают-компании.
Благодаря Положению начала меняться и ситуация в профильном образовании. На тот момент в Российской Империи отсутствовала четкая система подготовки судовых механиков, однако должность механика предполагала теперь наличие диплома. Сначала для обучения новых специалистов в мореходных училищах были образованы механические отделения, а два года спустя – 26 июня 1905 года – император Николай II утвердил «Положение об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота».
Уже к 1 января 1911 года в учебных заведениях, готовивших судовых механиков, обучалось 1791 человек. В 1905-1911 годах 2758 человек имело право на управление судовыми машинами торгового флота.