Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

27.01.2025

125 лет назад – 27 января 1900 года – родился полярный капитан Юрий Константинович Хлебников. Он командовал знаковыми судами отечественного ледокольного флота, в 1961 году был признан лучшим капитаном Министерства морского флота СССР.

Образование Хлебников получил в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Во время Гражданской войны он служил в составе британской Онежской озерной флотилии, затем – русской Онежской флотилии.

С 1920-х годов Хлебников работал на судах советского гражданского флота. В качестве штурмана он участвовал в арктических экспедициях ледокольных пароходов «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков». Так, Хлебников служил на «А. Сибирякове», когда в 1932 году тот впервые в истории совершил сквозной рейс по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В 1933 г. Хлебников стал капитаном этого судна.

В 1936 году Юрий Хлебников принял командование ледорезом «Ф. Литке». В этом же году ледорез провел миноносцы Балтийского флота Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию.

Хлебников командовал «Ф. Литке» до 1942 года. Во время Великой Отечественной войны ледорез, носивший тогда имя «СКР-18», входил в Беломорскую флотилию. Его капитан, цитируя наградной лист, «проделал большую работу по выводу и вводу союзных конвоев в порты Белого моря». Интересно, что перед тем, как стать капитаном ледореза, Хлебников уже служил на «Ф. Литке» – вахтенным начальником, подшкипером и вторым штурманом.

В 1940-е гг. в США строились ледоколы класса «Wind», три ледокола были переданы в СССР в рамках ленд-лиза. Ледоколы, при постройке носившие названия «Southwind», «Northwind» и «Westwind» были переименованы в «Адмирал Макаров», «Северный Ветер» и «Северный Полюс» соответственно. Постройку ледоколов контролировал Юрий Хлебников, к тому моменту проработавший на ледокольном флоте более двадцати лет.

В 1948 году Хлебников был арестован, а после реабилитации в 1956 году вернулся на флот, в Мурманское морское пароходство. В списке судов, которыми он командовал, есть и знаменитый «Ермак» в его последние годы в составе флота.

В честь Юрия Хлебникова был назван ледокол, в 1981 году построенный на финской судоверфи «Вяртсиля». Это судно работает и по сей день.

Изображения из собрания Музея морского и речного флота:

1. Капитаны. Слева – Ю.К. Хлебников, 1920-1930-е гг.;

2-3. Фотографии из рейса «А. Сибирякова», 1932;

4. Портрет Ю.К. Хлебникова из судовой книги ледореза «Канада» («Ф. Литке»), 1938;

5-6. Ледорез «Ф. Литке», 1920-1930-е гг.;

7. Капитаны П.А. Пономарев, Л. К. Шарбаронов, Ю.К. Хлебников, 1960-е гг;

8. Ледокол «Ермак», 1950-1960-е гг.;

9. Ледокол «Капитан Хлебников», 1980-е гг.

🔔 Подписывайтесь на новости Музея в ВК и в телеграме 🔔

Новости

Все новости музея