19.11.2022
В 1877 году парусная шхуна «Утренняя Заря» совершила плавание из Енисея в Петербург. Она была нагружена образцами сибирского промышленного леса. Небольшую команду «Утренней Зари» возглавлял капитан Давид Иванович Шваненберг, а само плавание инициировал купец Михаил Константинович Сидоров.
12 августа «Утренняя Заря» была у острова Белого. На острове подняли русский флаг, оставили записку о посещении, собрали ботанические и геологические коллекции. Отсюда Шваненберг решил идти в Байдарацкую губу, но ветры загнали «Утреннюю Зарю» на северо-запад, и она оказалась недалеко от пролива Маточкин Шар.
В тех водах шхуне встретились тяжелые льды: 17 августа льдины повредили форштевень судна и сломали руль. Команда встала на якорь и устранила повреждения, однако на подходе к Карским Воротам «Утренняя Заря» снова ударилась о льдину. В этот раз судно едва не погибло: вновь пострадал форштевень, началась течь. И на этот раз команда справилась с починкой лишь благодаря тихой погоде.
Рейс под парусами через моря Ледовитого океана был неимоверно трудным, но 18 августа шхуна прошла Карские Ворота и благополучно вошла в Баренцево море. 29 августа она стала на якорь возле мыса Цып-Наволок. Здесь местные поморы устроили «Утренней Заре» теплый прием.
31 августа «Утренняя Заря» покинула Цып-Наволок и в тот же день подошла к норвежскому порту Вардё. Из Вардё Шваненберг намеревался пойти вокруг Скандинавии под парусами. В столице Норвегии Христиании (ныне Осло) по просьбе населения «Утренняя Заря» задержалась на 11 суток – за эти дни на шхуне побывало много людей. В честь наших моряков устраивались обеды, вечера, концерты. В Гётеборге «Утреннюю Зарю» также ждал торжественный прием. Отсюда ее повели Гетеборгским каналом через всю Швецию в Стокгольм. Узнав о плавании «Утренней Зари», находившийся в это время в Париже шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд приехал в Стокгольм для участия в торжествах. «Утренняя Заря» прибыла в Стокгольм 11 ноября, и в этот же день Шваненберг сделал в Шведской академии наук доклад о своем плавании.
Из Стокгольма «Утренняя Заря» направилась в Кронштадт, и 19 ноября 1877 года шхуна стала на якорь у Васильевского острова. Пройдя более 11 тысяч миль труднейшего пути парусная шхуна «Утренняя Заря» впервые в морской истории России прошла из устья Енисея в Петербург, доказав возможность установления прямых торгово-транспортных связей Сибири с Западной Европой Северным морским путем. Современников поразили дерзость замысла, мужество и мастерство пяти мореплавателей, составлявших экипаж шхуны.
В Петербург шхуна доставила образцы сибирского корабельного леса, графит, рыбу, предметы обихода и народных промыслов жителей Крайнего Севера, охотничьи трофеи. «Это плавание, – писал академик Юлий Михайлович Шокальский, – вдвойне замечательно: как первое плавание на судне сибирской постройки и как отмеченное необыкновенной смелостью своего командира, решившегося идти на такой импровизированной посудине в море».