21.05.2023
В апреле 1848 года действительный статский советник Валерий Валериевич Скрипицын и статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов основали пароходное общество «Меркурий». Суда только что созданного пароходства перевозили по пассажиров и грузы по реке Волге. Десять лет спустя правление «Меркурия» основало пароходство «Кавказ» для плавания по Каспийскому морю.
21 мая 1858 года оба пароходства были объединены под общим названием «Кавказ и Меркурий». Общество процветало: расширялось за счет постройки новых пароходов и поглощало более мелкие пароходные компании – «Русалку», «Надежду» и «пароходство Кашиной».
С 1880-х годов компания начала строить роскошные пароходы с электрическим освещением и ресторанами, специально предназначавшиеся для речных круизов. Рейсы «Кавказа и Меркурий» охватывали всю судоходную Волгу и часть Каспийского моря. Качество пароходов подтверждалось тем, что компания получила право изображать на них государственный герб России.
Корпуса речных пароходов «Кавказа и Меркурия» красились в белый цвет, трубы – в черный. У морских судов, наоборот, корпуса красились в черный цвет, а надстройки – в белый. В 1913 году речной флот общества был оснащен серией из 11 новейших комфортабельных пассажирских теплоходов типа «Бородино». В результате фирма «Кавказ и Меркурий» превратилась из крупного Волжско-Каспийского пароходства в мощный трест, имевший финансовую поддержку ведущих банков России. К 1914 году общество «Кавказ и Меркурий» стало крупнейшей пароходной компанией Российской империи. В их владении находились 76 пароходов, а также доки и пристани.
В марте 1918 года объединенное пароходство «Кавказ и Меркурий» было национализировано. К этому моменту его флот состоял из 44 речных и 18 морских пароходов.