Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

17.10.2022

Михаил Петрович Васильев родился в городе Петрокове (Царство Польское) в семье отставного полковника. Окончив гимназию и отслужив в Крепостном инженерном управлении Варшавской крепости, в 1874 году Васильев поступил в Морское училище. Учебу он закончил гардемарином с зачислением в 4-й флотский экипаж Балтийского флота.

Совершив плавание в Средиземное море на новейшем фрегате «Минин», Васильев продолжил службу на кораблях Балтийского флота, а затем был переведен в состав Сибирского флотского экипажа. В 1885 году лейтенант Васильев получил должность ревизора на клипере «Абрек», на котором участвовал в гидрографических и лоцмейстерских экспедициях в Охотском и Японском морях. В 1886 году он занимался осуществлением морского надзора и охраны рыбных и морских промыслов Приамурского края. Через год Васильев был переведен на пароход Добровольного флота «Москва», на котором совершил плавание из Владивостока в Одессу, а после получил назначение на клипер «Пластун» Балтийского флота и плавал в составе Практической эскадры Балтийского моря.

В 1889 году Васильев получил назначение минным офицером на корвет «Витязь», который вернулся после 3-х летнего кругосветного плавания под командованием Степана Осиповича Макарова. Двумя годами позже Васильев, в должности старшего офицера, отправляется на «Витязе» в плавание на Дальний Восток. Судно по командованием Васильева занималось гидрологическими и картографическими исследованиями в Охотском и в Японском морях. Когда в мае 1893 года «Витязь» сел на каменную скалу и погиб, Васильев стал командиром миноносца «Котка», затем – миноносца «Сокол».

В 1896 году Васильев был назначен в штаб командующего Практической эскадрой Балтийского моря контр-адмирала С.О. Макарова, став одним из его любимых учеников и ближайших соратников. Во время службы в штабе эскадры Васильев участвовал в разработке проекта океанского ледокола водоизмещением более 6000 тонн. Так в 1897 году капитан 2 ранга Михаил Петрович Васильев был назначен капитаном построенного в Англии океанского ледокола «Ермак».

В 1899 году Васильев привел «Ермак» из Англии в Кронштадт. В том же 1899 году, под командой Макарова, состоялось первая экспедиция «Ермака» в Арктику. Это плавание не достигло всех поставленных целей, но впервые в истории корабль не избегал льда, а наоборот, смело шел ему навстречу. После завершения экспедиции «Ермак», под командованием Васильева, в течение нескольких месяцев участвовал в уникальной операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у острова Гогланд. В 1901 году «Ермак», под командой Васильева и общим руководством Макарова осуществил плавание в Карское море.

В том же году Васильев получил назначение на Дальний Восток командиром канонерской лодки «Отважный», затем там же командовал эскадренным броненосцем «Полтава» Год спустя он вернулся в Петербург и был назначен заведующим миноносцами 20-го флотского экипажа в Кронштадте. В январе 1904 года – с началом Русско-японской войны и назначением вице-адмирала С.О. Макарова командующим Тихоокеанской эскадрой – Васильев по настоянию Макарова, получил назначение на должность флаг-капитана его штаба и прибыл в Порт-Артур. В конце апреля 1904 года он был назначен командиром броненосца «Цесаревич», но так и не успел вступить в командование им.

31 апреля 1904 года взрыв на броненосце «Петропавловск» унес жизни Макарова и Васильева. Макаров погиб сразу, а Васильева подобрали из воды живым, но вскоре он скончался на берегу. Его тело было доставлено в Петербург, где в присутствии членов царской фамилии было захоронено на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Новости

Все новости музея