31.07.2015
Первый в мире ледокол арктического класса, получивший название «Ермак», был заложен в декабре 1897 года по заказу России на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле. Судно имело способность форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. В феврале 1899-го ледокол, построенный по идее и чертежам вице-адмирала С.О. Макарова, вышел в свое первое плавание.
4 марта 1899 года «Ермак» подошел к Кронштадту, сокрушая 80-сантиметровый лед на его рейде. Вскоре, благодаря ледоколу, навигация в Петербургском порту началась необычайно рано – уже 17 апреля в порт пришел первый пароход.
Создатель ледокола Макаров задумал дерзкий план идти на «Ермаке» до Северного полюса и использовать судно для серьезного изучения Арктики. В июне-августе 1899 года состоялось первое опытное полярное плавание на ледоколе "Ермак" в район к северу от Шпицбергена для ледовых испытаний. Однако оказалось, что прочность носовой оконечности судна недостаточна, чтобы крушить вековые льды: первая встреча со льдами закончилась повреждением носового винта, появилась течь между листами обшивки, и Макаров был вынужден вернуться в Ньюкасл.
Так начался жизненный путь «Ермака». Вскоре он освободил от ледяных оков 13 пароходов, застрявших недалеко от Ревеля, затем спас попавший на камни острова Гогланд броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».
После двухлетней эксплуатации в январе 1901 года на ледоколе была изменена носовая часть корпуса для новых испытаний в водах Арктики. В этот раз кораблю удалось преодолеть льды и успешно дойти до Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Вплоть до 1964-го «Ермак» служил Российскому флоту, активно участвуя в тяжелейших ледовых походах.