Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

28.12.2022

28 декабря 1732 г. вышел Указ Сената Российской Империи об организации экспедиции, вошедшей в историю как «Великая Северная Экспедиция». План экспедиции разрабатывался и осуществлялся под руководством президента Адмиралтеств-коллегии адмирала Н.Ф. Головина при участии составителя Атласа России И.К. Крылова. Значительную роль в замысле и практическом решении вопроса организации экспедиции сыграло первое Камчатское плавание под руководством капитана-командора Витуса Беринга. Задачи экспедиции ставились грандиозные: исследование всего Северного морского пути, отыскание морских дорог в Америку и Японию, нанесение границы России от Белого до Японского моря. Сенат выделял средства для постройки в интересах экспедиции 10-12 кораблей, предписал включить в состав экспедиции представителей Академии Наук.

Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков: самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать Двинско-Обский отряд под командованием Муравьева (позже его сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Все остальные отряды находились под общим руководством Витуса Беринга.

Участок арктического побережья России от Оби до Енисея обследовал Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова. Восточнее Енисея работал Обско-Енисейский отряд Минина. С 1736-1738 гг. отрядом руководил Овцын. Участок побережья к западу от Лены был поручен Ленско-Енисейский отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина. Участок побережья к востоку от Лены обследовал Ленско-Колымский отряд Ласиниуса и Дмитрия Лаптева.

На Дальнем Востоке действовало два морских отряда. Отряд Беринга-Чирикова должен был исследовать путь к Северной Америке. Южный отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и, по возможности, достичь берегов Японии. Кроме того, имелось два сухопутных отряда: академический отряд, состоявший из ученых, членов Российской Академии наук, в задачи которого входило исследование внутренних районов Восточной Сибири, в частности Камчатки; первоначально в него были назначены Л. Делиль и И.Г. Гмелин, а затем добавлен Г.Ф. Миллер, а также Верхнеудинско-Охотский отряд П. Скобельцына и В. Шатилова, перед которым была поставлена задача отыскания удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска. Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В состав отрядов входило более 500 ученых, офицеров, матросов, солдат, геодезистов и других участников; вспомогательный персонал, задействованный на разных этапах, насчитывал несколько тысяч человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов. Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод. Экспедиция потребовала колоссального напряжения сил ее участников, приходилось преодолевать невообразимые трудности, терпеть холод, голод, неудачи, как неизбежное следствие - многие участники погибли.

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережья Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии. Важными достижениями экспедиции стали открытие Аляски, Алеутских островов, Командорских островов, острова Беринга, а также детальное картографирование северного и северо-восточного побережья России и Курильских островов. Великая Северная Экспедиция вошла в историю как выдающееся научное предприятие, а собранные ею научные данные легли в основу ряда фундаментальных научных трудов.

Карта с маршрутами русских мореплавателей. 1773 год, гравёр Михаил Махаев. Источник: https://kp.rusneb.ru/item/material/5fcf8c7e991f3b91423472a8

Новости

Все новости музея