Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

04.04.2023

4 апреля 1703 года на Олонецкой верфи, согласно указу Петра I, был заложен первый парусный фрегат Балтийского флота России «Штандарт».

До 1703 года двуглавого орла на царском штандарте изображали с картами трех морей: Белого, Каспийского и Азовского. Но после того, как русские войска взяли крепость Ниеншанц и тем самым открыли выход к Балтийскому морю, на штандарте появилась четвертая карта – карта Балтийского моря, – а новый фрегат был назван «Штандартом».

Чертежи судна составлял собственноручно Петр. В конструкции «Штандарта» смешались две кораблестроительные школы – голландская и английская. Характерной для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением, осадка «голландцев» была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными, с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.

Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку и высокий стройный такелаж английского образца. К примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4 - 6 % больше голландской. Реи же при расчете на английский манер оказываются короче. На теоретическом чертеже можно увидеть очень полные обводы миделя и стройную, «подтянутую» на английский манер корму. Строительство вел голландский корабельный мастер Выбе Геренс. Длина судна, по различным сведениям, была от 25,5 до 27,4 метра, ширина – от 6,8 до 7,3 метра, а осадка – от 2,6 до 2,7 метра. Вооружение «Штандарта» составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки. Команда насчитывала 120 человек.

После спуска на воду 2 сентября 1703 года фрегат вошел в состав Балтийского флота России. В сентябре 1703 годафрегат под командованием Петра I совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург. «Штандарт» принимал участие в Северной войне. Так, в июне 1705 года, в составе эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса он участвовал в отражении нападения шведской эскадры адмирала Корнелиуса Анкерштерна на остров Котлин. В кампании с 1705 по 1709 гг. в составе той же эскадры фрегат ежегодно выходил к форту Кроншлот для защиты Петербурга с моря, а в зимние периоды уходил в Неву. В эти же годы «Штандарт» выходил в крейсерские плавания к Красной Горке и совершал учебные маневры на рейде. К осени 1709 года по причине ветхости – при строительстве применялся сухой (невыдержанный) лес – фрегат был поставлен на ремонт при Петербургском адмиралтействе, а в июле 1711 года вновь спущен на воду и переведен в Кронштадт. В 1712 году «Штандарт» находился в составе флота у Котлина, в 1712-1713 годах принимал участие в крейсерских плаваниях в Финском заливе, но с 1714 года больше не выходил в море.

В 1719 году «Штандарт» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку – Петр I приказал «хранить его вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства». Шесть лет спустя указом Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведен в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагали сохранить «Штандарт» как памятник, однако корпус корабля был настолько ветхим, что в 1730 году его пришлось разобрать с указом «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый». Однако указ так и не был исполнен.

В 1999 года на верфи «Петровское Адмиралтейство» была спущена на воду историческая копия фрегата «Штандарт». Петровские чертежи «Штандарта» не сохранились, поэтому облик судна был реконструирован на основании архивных материалов. Парусное судно принадлежит негосударственной некоммерческой организации «Проект Штандарт», периодически совершает плавания в Балтийском море и Атлантическом океане и принимает участие в съёмках исторических фильмов.

Фрегат «Штандарт». Худ. А. Балакирев, 2021. Источник: https://arthive.com/ru/artists/93255~Andrej_Jur'evich_Balakirev/works/640750~Fregat_Shtandart

«Великий рулевой»: Петр I на фрегате «Штандарт». Худ. Ю. Кушевский, 2018 г. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/%22%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%22_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_1_%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%22%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%22%2C_9_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F_1703_%D0%B3.jpg

Фрегат «Штандарт». Историческая реплика. Источник: https://www.shtandart.ru/sredizem/

Новости

Все новости музея