Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

10.12.2022

Константиновский гидроузел расположен на реке Дон – 2974 км Единой глубоководной системы – на южной границе города Константиновск Ростовской области. Его соседи – Николаевский гидроузел на 43 км выше по течению и Кочетовский гидроузел на 30 км ниже по течению.

Строительство низконапорных шлюзов на Нижнем Дону, к которым относится Константиновский гидроузел, было запроектировано еще при строительстве Волго-Донского канала для обеспечения гарантированных глубин до выхода в Азовское море. Константиновский гидроузел строился в период с 1976 по 1982 года, а его торжественное открытие состоялось 10 декабря 1982 года. Первым судном, прошедшим через гидроузел, стал теплоход «Волго-Дон-215». После Цимлянской ГЭС (1952) и Николаевского гидроузла (1974) Константиновский гидроузел стал последним, построенным на реке Дон в советское время. Теперь лишь отрезок реки ниже Кочетовского гидроузла оставался для судоходства проблемным, а решением этой проблемы должен был стать Багаевский гидроузел. Но запланированное на конец 80-х годов строительство было отменено из-за экономической ситуации и протестов общественности.

В состав Константиновского гидроузла входит двухниточный шлюз – одна из ниток предназначается для пассажирского местного скоростного и флота, а вторая для транзитных крупнотоннажных судов, – и расположенная рядом водосливная плотина. Шлюзы Константиновского гидроузла однокамерные, параллельные. Камера основного шлюза достигает в длину 150 метров, в ширину – 18 метров. Глубины на верхнем и нижнем пороге составляют 6,2 и 5,4 метров соответственно. Размеры камеры шлюза для местного и маломерного флота: длина – 60 м, ширина – 11 м, глубины на верхнем и нижнем пороге – 6,0 и 2,9 метров соответственно. В камере Николаевского шлюза суда поднимаются и опускаются на 3,1 метра. Перед верхними головами шлюза проходит автодорожный десятипролетный мост, имеющий два судоходных пролета, которые ограничены по ширине камерами шлюзов. Высота таких пролетов 20,3 метра от проектного уровня и 16,3 метров от расчетного.

Река Дон, Константиновский гидроузел. Источник: https://fleetphoto.ru/gallery/152/?lang=ru

Река Дон, Константиновский гидроузел. Источник: https://fleetphoto.ru/gallery/152/?lang=ru

Река Дон, Константиновский гидроузел. Источник: https://fleetphoto.ru/gallery/152/?lang=ru

Река Дон, Константиновский гидроузел. Из архива ЦБНТИ МРФ. Из собрания Музея морского флота

Река Дон, Константиновский гидроузел. Из архива ЦБНТИ МРФ. Из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея