17.08.2022
13 июля 1977 года Министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко принял решение о походе атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс. Руководителем рейса стал сам Гуженко, а его заместителем начальник администрации Северного морского пути Кирил Николаевич Чубаков.
Ледокол «Арктика» на тот момент был сравнительно новым, а его экипаж хорошо подготовленным. В 1974-1977 гг. ледокол выполнил ряд рейсов по Северному морскому пути и был готов к сложному походу. Командовал им опытный ледовый капитан Юрий Сергеевич Кучиев.
На время экспедиции экипаж судна был усилен научными и техническими специалистами, и 9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта. Ледокол проследовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Затем экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса.
Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы. К 14 августу ледокол вошел в многолетние льды, начал преодолевать сплошной ледяной покров. Капитан ледокола постоянно использовал данные ледовой разведки и старался обходить наиболее мощные ледовые преграды.
И все же ледокол неоднократно испытывал трудности. 16 августа 1977 года в районе 88-89-й широт ледокол встретил поле тяжелого пакового льда. При прохождении этого участка ледокол дважды заклинивало. Даже сам выход на точку полюса был непростой задачей для навигационных приборов того времени.
Но эта задача была решена, и 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол в активном плавании впервые в мире достиг географической точки Северного полюса. С борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Как и многие гости Северного полюса, члены экспедиции прошли «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время.
«Арктика» провела на вершине мира 15 часов. За это время научные сотрудники экспедиции осуществили запланированные исследования, водолазы – проверили состояние винтов ледокола. Уходя с Северного полюса, экспедиция оставила памятный знак. Кроме того, был изготовлен сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол "Арктика" 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии.
Обратный маршрут был проложен по прямой в сторону Мурманска: «Арктика» должна была пройти по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части маршрута исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда.Эта экспедиция практически доказала, что возможны и круглогодичная навигация по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, транзитное прохождение Северного морского пути. Ученые собрали данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. Кроме этого, были получены важные данные по поведению винтов ледокола при преодолении пакового льда. В этой экспедиции впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова и система спутниковой навигации в условиях высоких широт.