10.04.2024
Он стал первым в мире надводным судном с атомной установкой и успешно работал на Северном морском пути, значительно продлив сроки навигации.
История «Ленина» началась в 1953 году, когда Совет министров СССР принял решение о строительства атомного ледокола. Через два года судостроительный завод им. А. Марти в Ленинграде получил первые чертежи, по которым предстояло строить судно, еще через два года – 5 декабря 1957 года – атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. И только после этого было собрано сердце ледокола – атомный двигатель.
3 декабря 1959 года ледокол «Ленин» был введен в эксплуатацию. Он стал флагманским судном Мурманского морского пароходства и сопровождал грузовые судна по Северному морскому пути. Ледокол был спроектирован таким образом, чтобы справляться со льдом до 2 метров толщиной и развивать скорость до 18 узлов.
10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях. Еще пятнадцать лет после этого ледокол выполнял свои обязанности, а после – встал на стоянку в Мурманске. В отличие от многих судов советского флота, «Ленину» удалось «дожить» до наших дней, и сейчас атомный ледокол функционирует как музей.
Делимся снимками атомного ледокола «Ленин» из архива Дмитрия Всеволодовича Козлова. Архив хранится в Музее морского флота.