Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

26.12.2022

Атомный ледокол «Арктика» – первый из шести атомных ледоколов проекта 10520, строительство которых началось в 1972 году, а завершилось в 2007 году с вводом в строй атомного ледокола «50 лет Победы». Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику.

Атомный ледокол «Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а спущена на воду 26 декабря 1972 года. 25 апреля 1975 г. ледокол был принят в эксплуатацию. 1 мая 1975 года «Арктика» прибыл в порт приписки Мурманск, совершив переход из Ленинграда вокруг Скандинавского полуострова. 7 мая судно вышло на ледовые испытания к устью Енисея. Енисейская ледовая перемычка, которая обычно вскрывается в конце июня – начале июля, была взломана атомным ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. Осуществив проводку транспортных караванов по трассе Северного морского пути, ледокол продемонстрировал высокую надежность всех систем и механизмов. Экипаж отработал тактику ледового плавания в Западном и Восточном секторах Арктики, приобрел достаточный опыт эксплуатации атомной энергетической установкой и судового оборудования.

В 1977 году ледокол принимал участие в зимнем плавании к полуострову Ямал. 28 февраля «Арктика» в составе каравана, куда входили ледокол «Мурманск» и транспортный дизель-электроход «Гижига», взял курс на полуостров. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспечил подход «Гижиги» к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов для газовиков «Комигазпрома». Начиная с 1978 года благодаря атомным ледоколам, в числе которых была и «Арктика», плавание транспортных судов на западном участке Северного морского пути стало круглогодичным. С первых лет работы атомоход доказал возможность плавания в самых сложных льдах, что обеспечивало значительное продление навигации.

В 1977 году состоялся экспериментальный поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Задачей похода являлось определение возможностей современных на тот период атомных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. Министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко руководил операцией непосредственно с борта «Арктики», а самим судном командовал капитан Юрий Сергеевич Кучиев. 11 августа «Арктика» обогнула с севера архипелаг Новая Земля, прошла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, достигла меридиана 130° и взяла курс на Северный полюс. Воздушную разведку маршрута обеспечивали самолеты Ил-14. Поначалу движение осуществлялось с опережением графика, но за несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка усложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман ограничивал видимость и возможность маневрирования. Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.

17 августа 1977 года в 04:00, завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, ледокол «Арктика» достиг «вершины» планеты. За 7 суток и 8 часов атомоход прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного географического полюса Земли. Причем в свободном плавании! На полюсе подняли Государственный флаг СССР, на глубину 4 000 м опустили металлическую пластину с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа. Всего ледокол прошел 3876 миль (из них 1300 – во льдах) за 13 суток. В ходе рейса удалось доказать возможность плавания высокими широтами Северного Ледовитого океана, проверить надежность отечественной судовой техники в различных режимах работы во льдах, отработать систему навигационного, гидрометеорологического и авиационного обслуживания высокоширотных плаваний. Данные, полученные во время этой экспедиции, позволили проектировщикам и кораблестроителям внести необходимые коррективы в разрабатываемые проекты атомных ледоколов.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Награждены были и командный состав экспедиции, а также почти весь экипаж. В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути.

В 1982-1987 годах атомный ледокол носил название «Леонид Брежнев». Осенью 1983 года в восточном секторе Арктики сложилась особенно сложная ледовая обстановка – массивами пакового льда были блокированы порты арктического побережья Чукотки. Десятки судов с грузами для огромного региона оказались затертыми во льдах на большом пространстве от Чаунской губы до Берингова пролива. Попытки всего ледокольного флота Дальневосточного пароходства выручить застрявшие суда и пробиться к портам Певек и Мыс Шмидта оказались безрезультатными. Некоторые суда оказались в аварийном состоянии. Для выполнения ответственной задачи по спасению транспортных судов был направлен с запада «Леонид Брежнев». 5 октября атомоход прибыл в район острова Айон и сразу же приступил к проводке судов. Работать пришлось во льдах пятиметровой толщины. Через сутки после начала работы в результате сжатия льдов сломалась лопасть левого гребного винта. Новую лопасть установили на рейде порта Певек за рекордно короткое время – 51 час, хотя водолазам и механикам пришлось действовать в совершенно непривычных и очень трудных условиях. Работа по выводу судов продолжалась больше месяца, до начала декабря. Несмотря на сильные сжатия и торошение льдов, атомоход вывел из ледового плена и провел через Айонский массив на запад и восток 32 судна, шесть из которых находились в аварийном состоянии. В результате напряженной работы ледокола в эту необычайно трудную навигацию сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов были доставлены в северо-восточные порты Крайнего Севера, а суда смогли вернуться в порты приписки.

В 80-е годы ледокол продолжал активно участвовать в арктических навигациях. За время эксплуатации – до ноября 1988 г. ледокол прошел 608 тысяч миль, в том числе во льдах арктических морей – 529 тысяч миль, провел 2143 транспортных судна. После ремонта на предприятии «Атомфлот» в 1996 году ледокол снова вышел на арктические трассы. С 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол не заходил в порт приписки Мурманск, работая в морях Северного Ледовитого океана. Он провел 110 судов, пройдя 50 тысяч миль (из них 32 тысячи – во льдах) без единой поломки узлов и механизмов. А в августе 2005 года «Арктика» установила очередной рекорд: прошла миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны.

В 2008 году заслуженного «ветерана» вывели из эксплуатации. К этому времени его реактор отработал 175 тысяч часов.

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея