26.12.2022
Атомный ледокол «Арктика» – первый из шести атомных ледоколов проекта 10520, строительство которых началось в 1972 году, а завершилось в 2007 году с вводом в строй атомного ледокола «50 лет Победы». Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику.
Атомный ледокол «Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а спущена на воду 26 декабря 1972 года. 25 апреля 1975 г. ледокол был принят в эксплуатацию. 1 мая 1975 года «Арктика» прибыл в порт приписки Мурманск, совершив переход из Ленинграда вокруг Скандинавского полуострова. 7 мая судно вышло на ледовые испытания к устью Енисея. Енисейская ледовая перемычка, которая обычно вскрывается в конце июня – начале июля, была взломана атомным ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. Осуществив проводку транспортных караванов по трассе Северного морского пути, ледокол продемонстрировал высокую надежность всех систем и механизмов. Экипаж отработал тактику ледового плавания в Западном и Восточном секторах Арктики, приобрел достаточный опыт эксплуатации атомной энергетической установкой и судового оборудования.
В 1977 году ледокол принимал участие в зимнем плавании к полуострову Ямал. 28 февраля «Арктика» в составе каравана, куда входили ледокол «Мурманск» и транспортный дизель-электроход «Гижига», взял курс на полуостров. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспечил подход «Гижиги» к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов для газовиков «Комигазпрома». Начиная с 1978 года благодаря атомным ледоколам, в числе которых была и «Арктика», плавание транспортных судов на западном участке Северного морского пути стало круглогодичным. С первых лет работы атомоход доказал возможность плавания в самых сложных льдах, что обеспечивало значительное продление навигации.
В 1977 году состоялся экспериментальный поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Задачей похода являлось определение возможностей современных на тот период атомных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. Министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко руководил операцией непосредственно с борта «Арктики», а самим судном командовал капитан Юрий Сергеевич Кучиев. 11 августа «Арктика» обогнула с севера архипелаг Новая Земля, прошла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, достигла меридиана 130° и взяла курс на Северный полюс. Воздушную разведку маршрута обеспечивали самолеты Ил-14. Поначалу движение осуществлялось с опережением графика, но за несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка усложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман ограничивал видимость и возможность маневрирования. Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.
17 августа 1977 года в 04:00, завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, ледокол «Арктика» достиг «вершины» планеты. За 7 суток и 8 часов атомоход прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного географического полюса Земли. Причем в свободном плавании! На полюсе подняли Государственный флаг СССР, на глубину 4 000 м опустили металлическую пластину с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа. Всего ледокол прошел 3876 миль (из них 1300 – во льдах) за 13 суток. В ходе рейса удалось доказать возможность плавания высокими широтами Северного Ледовитого океана, проверить надежность отечественной судовой техники в различных режимах работы во льдах, отработать систему навигационного, гидрометеорологического и авиационного обслуживания высокоширотных плаваний. Данные, полученные во время этой экспедиции, позволили проектировщикам и кораблестроителям внести необходимые коррективы в разрабатываемые проекты атомных ледоколов.
За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Награждены были и командный состав экспедиции, а также почти весь экипаж. В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути.
В 1982-1987 годах атомный ледокол носил название «Леонид Брежнев». Осенью 1983 года в восточном секторе Арктики сложилась особенно сложная ледовая обстановка – массивами пакового льда были блокированы порты арктического побережья Чукотки. Десятки судов с грузами для огромного региона оказались затертыми во льдах на большом пространстве от Чаунской губы до Берингова пролива. Попытки всего ледокольного флота Дальневосточного пароходства выручить застрявшие суда и пробиться к портам Певек и Мыс Шмидта оказались безрезультатными. Некоторые суда оказались в аварийном состоянии. Для выполнения ответственной задачи по спасению транспортных судов был направлен с запада «Леонид Брежнев». 5 октября атомоход прибыл в район острова Айон и сразу же приступил к проводке судов. Работать пришлось во льдах пятиметровой толщины. Через сутки после начала работы в результате сжатия льдов сломалась лопасть левого гребного винта. Новую лопасть установили на рейде порта Певек за рекордно короткое время – 51 час, хотя водолазам и механикам пришлось действовать в совершенно непривычных и очень трудных условиях. Работа по выводу судов продолжалась больше месяца, до начала декабря. Несмотря на сильные сжатия и торошение льдов, атомоход вывел из ледового плена и провел через Айонский массив на запад и восток 32 судна, шесть из которых находились в аварийном состоянии. В результате напряженной работы ледокола в эту необычайно трудную навигацию сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов были доставлены в северо-восточные порты Крайнего Севера, а суда смогли вернуться в порты приписки.
В 80-е годы ледокол продолжал активно участвовать в арктических навигациях. За время эксплуатации – до ноября 1988 г. ледокол прошел 608 тысяч миль, в том числе во льдах арктических морей – 529 тысяч миль, провел 2143 транспортных судна. После ремонта на предприятии «Атомфлот» в 1996 году ледокол снова вышел на арктические трассы. С 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол не заходил в порт приписки Мурманск, работая в морях Северного Ледовитого океана. Он провел 110 судов, пройдя 50 тысяч миль (из них 32 тысячи – во льдах) без единой поломки узлов и механизмов. А в августе 2005 года «Арктика» установила очередной рекорд: прошла миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны.
В 2008 году заслуженного «ветерана» вывели из эксплуатации. К этому времени его реактор отработал 175 тысяч часов.