Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

06.10.2023

О необходимости строительства радиостанции на побережье пролива Маточкин Шар на архипелаге Новая Земля писали еще в начале XX века, однако революции и гражданская война помешали этим планам.

К проекту вернулись в 1923 году. Для его реализации был сформирован Отдельный Северный гидрографический отряд, в состав которого вошли суда «Мурман», «Купава» и арендованный у Госпароходства ледокольный пароход «Малыгин». Руководил отрядом гидрограф Николай Николаевич Матусевич. В экспедиции на Новой Земле, не считая экипажа «Малыгина» и строительных рабочих, приняли участие 239 человек.

Выбор места для радиостанции неслучайно пал на пролив Маточкин Шар – он разделяет Новую Землю на две части и занимает удобное положение относительно морского пути. Стройка станции велась в условиях вечной мерзлоты. Опыта подобных работ на тот момент еще не было. Рабочие и матросы проявили подлинный трудовой героизм: строительные материалы, техническое оборудование и запас продовольствия общим весом в 100 тысяч пудов они доставили к месту работ на плечах.

И вот, к началу октября 1923 года, на северном берегу Маточкина Шара стояли основные постройки радиостанции: здание станции, жилой дом из пятнадцати комнат, баня, две кладовые, домик для магнитных наблюдений. Была установлена радиомачта, оборудована площадка метеорологической станции.

6 октября 1923 года радиостанция Маточкин Шар послала в эфир первые депеши. В них сообщалось: «Дружными усилиями рабочих, матросов, комсостава Отдельного Северного гидрографического отряда вчера благополучно закончена порученная отряду работа. Построена на Новой Земле радиостанция Маточкин Шар, установлена двухсторонняя связь с Юшаром». С этого сообщения станция начала свою работу.

Обсерватория Маточкин Шар

Новости

Все новости музея