Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

20.11.2020

22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту, куда поступали производившиеся в блокадном городе вооружения.

Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г хлеба в сутки для рабочих и 125 г для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 г хлеба. Однако даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия. Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля целую инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач. Такой проект представлялся сложным даже для мирного времени.

На пустом месте была создана мощнейшая инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады Ленинград, Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. В структуру Дороги жизни входили: авиамост с «Большой землей», Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации, и Северо-Западное речное пароходство, которое производило перевозки во время навигации, когда озеро не было покрыто льдом, телефонно-телеграфный кабель, обеспечивавший связь с Москвой, высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом. Предварительную ледовую трассу между Кобоной и Коккорево проложили на основе материалов, которые дали научные исследования и опросы рыбаков – старожилов Ладоги.

В ночь на 16 ноября 1941 года гидрографы Балтийского флота впряглись в сани, с компасами, картами спустились на прогибающийся лед в районе Осиновецкой базы флотилии и обследовали сначала маршрут от Осиновца на западном берегу Ладоги до Кобоны на восточном берегу. 19 ноября из Коккорево отправился конно-санный обоз из 350 упряжек. 21 ноября он доставил в Осиновец 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах возчики выгружали мешки с мукой из саней на лед, проводили упряжки порожняком, муку переносили на руках и снова загружали в сани. 22 ноября 1941 года на лед в сторону Кобоны вышли 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Ледовая трасса находилась всего в 12–15 км от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. В общей сложности на Дороге жизни было построено более 60 трасс.

Ледовую дорогу обслуживали порядка 4000 автомобилей, не считая гужевого транспорта. При этом каждая четвертая машина обычно не возвращалась из рейса, проваливаясь в полынью или попадая под бомбежку и артобстрел. Всего на трассе работали 16–18 тысяч человек. Очень быстрыми темпами строились порты на берегу – на западном, в районе Осиновецкого маяка, другой – на восточном, в районе Кобоны. Создавался 8-километровый причальный фронт, подводились новые пути. Одновременно к этим причалам могли швартоваться до 80 судов. За две блокадные зимы по ледовой трассе было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек. Дорога жизни продолжила действовать и зимой 1942–1943 годов, когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады. Данная инфраструктура являлась единственной военно-стратегической линией коммуникации блокадного Ленинграда до момента прокладки в конце января – начале февраля 1943 года так называемой Дороги победы по узкому участку вдоль южного берега Ладоги после прорыва блокады Ленинграда. При этом Дорога жизни действовала до полного снятия блокады Ленинграда в 1944 году.

Схема Ладожской трассы. Источник изображения:  https://sankt_peterburg.academic.ru/pictures/sankt_peterburg/19000_232480.jpg

Ладожская ледовая трасса. Архив журнала «Морской сборник»

Карточка из фототеки ЦДТМРФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦДТ МРФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • Ледовая трасса Дороги жизни на Ладожском озере

    20.11.2020

    22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. 

    Подробнее...  
  • Онлайн-встреча, приуроченная к 250-летию со дня рождения И.Ф. Крузенштерна

    20.11.2020

    19 ноября в рамках проекта "Прогулки по музеям онлайн" Музей моркого флота провел Zoom-встречу с московскими школьниками.

    Подробнее...