Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

18.02.2021

19 февраля 1915 года родилась В.Я. Орликова – первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна «Шторм», ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического Труда.

Валентина Яковлевна Орликова (1915–1996) родилась в г. Сретенске Забайкальского края в семье служащих. В 1918 году с родителями переехала во Владивосток. Закончила Владивостокский водный техникум путей сообщения. С 1932 года работала чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода. В 1941 году закончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта.

С началом Великой Отечественной войны работала штурманом на судах морского флота. СССР. В августе 1941 года участвовала в эвакуации раненых из Таллина. В 1942–1944 годах работала 4-м штурманом, а затем 3-м помощником капитана теплохода «Двина», доставлявшего Арктическим путем в СССР вооружение и боевую технику. В апреле–июне 1943 года на теплоходе «Двина» совершила трансокеанский переход Нью-Йорк Панамский канал Сан-Франциско – Владивосток. С 1947 года работала в Балтийском пароходстве старшим помощником капитана. В 1945 году получила диплом капитана дальнего плавания.

С 1947 года В.Я. Орликова трудилась в рыбной промышленности, плавая на Дальнем Востоке капитаном китобойного судна «Шторм» Курильской китобойной флотилии, став первой в мире и единственной по настоящее время женщиной-капитаном китобойного судна. В 1950 году за освоение китобойного промысла в районах Дальнего Востока была награждена орденом Трудового Красного Знамени. С 1953 года работала в Министерстве рыбного хозяйства. В 1955 году вернулась на рыболовный флот и до 1965 года командовала большими морскими рыболовными траулерами «Николай Островский» и «Новиков-Прибой» (став первой в мире женщиной-капитаном БМРТ), танкером «Пирятин», всегда выполняя план, не допустив ни одной аварии. В.Я. Орликова внесла ряд рационализаторских предложений по улучшению организации перегрузки рыбопродукции в открытом море и в порту. В 1960 году «за выдающиеся достижения в труде» была удостоена звания Героя Социалистического Труда. На протяжении всей работы капитаном Орликова имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.

В 1969 году вышла на пенсию и переехала в Москву. Занималась военно-патриотическим воспитанием молодежи. В.Я. Орликова умерла 31 января 1986 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. В честь Валентины Яковлевны Орликовой названа улица в Мурманске, а также рыболовный траулер.

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • ГИМ представил выставку «Крузенштерн. Вокруг света»

    22.10.2021

    21 октября в Государственном историческом музее открылась выставка «Крузенштерн. Вокруг света».

    Подробнее...  
  • 325-летие создания регулярного российского флота

    20.10.2021

    20 октября 1696 года, 325 лет назад, Боярская дума и царь Петр I приняли постановление о создании регулярного российского флота – «Морским судам быть!».

    Подробнее...

Все новости музея