05.12.2022
20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял решение о создании первого в мире атомного ледокола для сопровождения караванов по Северному морскому пути в течение 6-8 месяцев, а при необходимости и 12-14 месяцев.
Проект атомохода «Ленин» был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953-1955 годах. Главным конструктором проекта был Василий Иванович Неганов, научным руководителем работ – Анатолий Петрович Александров. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова.
Ледокол «Ленин» был заложен 17 июля 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде и спущен на воду 5 декабря 1957 года. Более 500 предприятий Советского Союза создали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. На ледоколе были установлены три реактора типа ОК-150. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958-1959 годах, а 6 августа 1959 года был осуществлен физический пуск ядерного реактора.
12 сентября 1959 г. ледокол «Ленин» отправился на ходовые испытания. Во время строительства и испытаний атомоход принимал на борту множество делегаций, в том числе премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана, вице-президент США Ричарда Никсона, руководство КНР. 3 декабря 1959 года ледокол был передан Министерству морского флота и с 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства. 4 ноября 1961 г. капитаном ледокола был назначен Борис Макарович Соколов.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации на Северном морском пути. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. А за все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль и провел 3740 судов.
В 1965 г. на ледоколе были установлены два более современных ядерных реактора ОК-900. В июне 1971 года ледокол «Ленин» вторым из надводных судов (после ледокольного парохода «А. Сибиряков» в 1932 году) прошел севернее архипелага Северная Земля. Этот рейс, начавшийся в Мурманске и закончившийся в Певеке, подготовил экспедицию ледокола «Арктика» на Северный полюс.
Проработав на ледовых трассах тридцать лет, атомный ледокол «Ленин» в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, а в октябре 2018 года «Ленину» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.
Предлагаем посмотреть на негативы из архива Дмитрий Всеволодовича Козлова, которые хранятся в Музее морского флота.