27.07.2022
Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. Ещё одна попытка создания канала была предпринята при Петре I. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но до их реализации дело так и не дошло. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны вернулось к вопросу создания канала.
Наконец, в сентябре 1940 года было принято постановление Совнаркома СССР о начале создания Волго-Донского канала. Однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война. Только 20 октября 1947 года было принято Постановление Совета министров СССР о строительстве канала. В феврале 1948 года начались масштабные земельные работы. В ходе строительства было вынуто 150 млн м³ земли и уложено 3 млн м³ бетона. В работах было задействовано 8 тысяч машин и вся имевшаяся тогда техника: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. В строительстве принимало участие около 700 тысяч вольнонаемных рабочих, более 20 тысяч заключенных и 100 тысяч немецких военнопленных.
31 мая 1952 года на южной окраине Сталинграда, между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. К этому дню на волжском рейде города Красноармейск (сейчас это один из районов Волгограда) скопилась целая флотилия судов с Волги и Камы. На открытие канала приехали делегации из стран социалистического блока, из Москвы, Ленинграда, Киева, Урала, Украины и Белоруссии. На берегу судоходного канала собралось почти 100 тысяч человек. После митинга на Волге начался парад судов речного флота. Министр речного флота СССР Зосима Алексеевич Шашков на разъездном катере прошел вдоль колонны речных кораблей. После этого он разрезал ленту, протянутую перед входом в шлюз №1 Волго-Донского судоходного канала. Под орудийные залпы салютов и звуки оркестра флагман речного флота СССР теплоход «Иосиф Сталин» во главе целой флотилии вошел в шлюзовую камеру.
С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года канал был торжественно открыт и ему было присвоено имя В.И. Ленина. Тогда же у первого шлюза был открыт памятник И.В. Сталину, который позже заменили памятником Ленину; с другой стороны был установлен памятник-маяк речникам Волжской военной флотилии. Над входом в этот шлюз со стороны Волги была сооружена триумфальная арка. По итогам строительства канала, различными орденами и медалями были награждены более шести тысяч человек, а три тысячи заключенных были досрочно освобождённых Волго-Донской канал продолжает активно работать и сегодня, являясь важным звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России и обеспечивая связь Каспийского моря с Мировым океаном. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.