Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

03.12.2021

5 декабря 1846 года, 175 лет назад, в Санкт-Петербурге был заложен первый винтовой корабль русского флота – фрегат «Архимед».

Фрегат «Архимед» проектировался и строился под руководством полковника корпуса корабельных инженеров И.А. Амосова. Судно стало первым винтовым фрегатом с полным парусным вооружением. Название фрегату дал император Николай I, в честь «архимедова винта». Церемония официальной закладки фрегата состоялась 5 декабря (23 ноября) 1846 года на верфи Охтинского адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Судно предусматривалось для крейсерских операций в составе Балтийского флота. Длина фрегата составляла 58,3 м, ширина – 13,5 м и осадка – 6 м. При полном водоизмещении в 2300 тонн фрегат имел следующее вооружение: 8–195-мм единорога, 16–173-мм пушек и 4–248-мм бомбических орудий. Ход в 7 узлов обеспечивала паровая машина мощностью в 300 л. с. Паровая машина прямого действия работала на один двухлопастный винт диаметром 4,6 метра. При дальности плавания в 1600 миль фрегат обладал автономностью (при движении под машиной) в 10 суток. Корпус «Архимеда» был деревянным (из дубового и соснового леса), со стальными креплениями в надводной части и медными в подводной части корпуса. Подводная часть до ватерлинии, для уменьшения обрастания и гниения, была обита медными листами. Котлы и паровая машина располагались ниже ватерлинии, что способствовало ее защите при ведении боевых действий. Котлы и дымовая телескопическая труба размещались за фок-мачтой. За грот-мачтой размещалась паровая машина. При этом фрегат сохранил носовой бушприт и три мачты с полным парусным фрегатским вооружением.

Фрегат «Архимед» вступил в строй Балтийского флота в 1849 году. Командиром судна был назначен капитан 1-го ранга В.А. Глазенап. К сожалению, уже в первую свою морскую компанию 6 октября 1950 года фрегат потерпел крушение. Во время перехода из Дании в Кронштадт около острова Борнхольм, из-за штормовой погоды, сильного течения, командир фрегата посчитал себя по счислению в двух милях севернее оконечности острова, перепутав Дарзерортский и Хаммеренский маяки (невязка составила 12 миль). Вследствие этой ошибки «Архимед» выскочил на прибрежные камни. Вскоре сильным накатом фрегат положило на борт и начало заливать. В.А. Глазенап употребил все возможные средства к спасению судна, но «Архимед» стал быстро разрушаться. Видя, что спасти фрегат не удастся, командир отдал приказ покинуть судно. Подошедшими рыбацкими лодками команда была свезена на берег. В.А. Глазенап оставил погибающий фрегат последним. При аварии погибли 6 матросов. За потерю «Архимеда» В.А. Глазенап был отдан под суд, но впоследствии был оправдан.

К сожалению, крушение фрегата «Архимед» замедлило введение винтового двигателя в русском флоте в преддверии Крымской войны 1853–1856 годов. Опыт постройки фрегата «Архимед» был использован для дальнейшего создания винтовых судов отечественного флота.

Значок «Винтовой корвет XIX век» из фондов Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея