23.10.2023
История старейшего российского порта на Тихом океане начинается еще в XVIII веке во время Второй Камчатской экспедиции, когда русские исследователи Витус Беринг и Алексей Чириков заложили острог в Авачинской бухте, впоследствии выросший в город Петропавловск-Камчатский. Однако сам порт был основан 23 октября 1943 года по приказу Наркома морского флота СССР П. П. Ширшова. Расположение порта удобно по нескольким причинам: Авачинская губа является второй по величине естественной бухтой в мире, что дает возможность разместить в ней почти что неограниченное количество судов; это ближайший в Северному морскому пути порт и при этом воды Авачинской бухты не замерзают круглогодично, что обеспечивает его непрерывную работу.
Порт был построен в рекордные сроки ‒ уже в апреле 1944 года он начал принимать грузы, а в феврале 1945 года в эксплуатацию были сданы все 6 причалов. Петропавловск-Камчатский порт строился с использованием новейшей на тот момент импортной техники и с высоким уровнем механизации. Благодаря его постройке товарооборот между СССР и США значительно увеличился, что было особенно важно как во время Великой Отечественной войны, так и в послевоенные годы.
Не меньше сделали для отечественного флота и советские педагоги, такие как капитаны учебных парусных судов «Товарищ» и «Крузенштерн» Дмитрий Афанасьевич Лухманов и Иван Григорьевич Шнейдер.
На протяжении всей истории Петропавловск-Камчатский торговый порт расширялся и благоустраивался, увеличивал причальный фронт и складскую площадь, техническое оснащение. 60 лет назад, в 1963 году, при нем был открыт пассажирский морской вокзал, который не пользовался популярностью в советское время, но в 90-е гг XX века с открытием международного пассажирского сообщения стал востребован среди иностранных и российских туристов, посещающих Камчатку. Сейчас Петропавловск-Камчатский морской торговый порт является важнейшим инфраструктурным центром, связывающим Северный морской путь, Камчатский полуостров и Тихий океан.