Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

01.10.2022

8 июля 1932 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина, начальника экспедиции академика Отто Юльевича Шмидта и его заместителя Владимира Юльевича Визе вышел из Архангельска. Обогнув с севера архипелаг Северная Земля, пароход достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом и начал дрейфовать.

Капитан Воронин попробовал положиться на морские течения, о которых тогда в Чукотском море практически ничего не было известно. Но после нескольких дней дрейфа в нужном направлении судно начало сносить назад. И тогда экипаж принял отчаянное решение – поставить паруса. 27 сентября на ледоколе натянули большие куски брезента, которыми раньше укрывали трюмные люки. «Сибиряков», хоть и медленно, но пошел вперед. 1 октября 1932 года экспедиция завершилась победой: судно вышло на чистую воду у самого входа в Берингов пролив.

Оттуда «Александр Сибиряков» был отбуксирован в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Высокие государственные награды получили и все участники этого исторического похода. Важнейшим результатом экспедиции стало также создание в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути) во главе с академиком Отто Юльевичем Шмидтом.

Уже 17 декабря 1932 года Совнарком СССР постановил: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». После этого началась постройка современных ледоколов, оборудование топливных баз, использование авиаразведки и изучение режима арктических морей. Так, наблюдения и выводы, сделанные участниками экспедиции на «Александре Сибирякове», стали программой развития стратегической отечественной арктической магистрали на много десятилетий вперед.

Узнать больше о ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» вы можете здесь.

Капитан В.И. Воронин. Из картотеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

Капитан В.И. Воронин. Собрание Музея морского флота

Капитан В.И. Воронин с секстантом. Собрание Музея морского флота

В.И. Воронин и О.Ю. Шмидт. Из картотеки ЦБНТИ МРФ. Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт. Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт. Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт и В.Ю. Визе Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин и В.Ю. Визе Собрание Музея морского флота

О.Ю. Шмидт, В.И. Воронин, В.Ю. Визе и другие. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея